• Научная статья
  • 28 февраля 2022
  • Открытый доступ

Развитие компенсаторной компетенции учащихся средней (полной) общеобразовательной школы при обучении говорению на английском языке

Аннотация

Цель исследования заключается в представлении сущности феномена компенсаторной компетенции. В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к сформированности компенсаторной компетенции учащихся на каждом уровне овладения иностранным языком. Научная новизна исследования заключается в уточнении компенсаторных умений: умения перефразировать и умения применять знания словообразования. В результате исследования дано толкование понятию «компенсаторная компетенция»; представлены требования к сформированности компенсаторной компетенции учащихся на каждом уровне овладения иностранным языком; конкретизированы умения перефразировать и применять знания словообразования; устанавливается, что умения перефразировать и применять знания словообразования определяют овладение компенсаторной компетенцией на каждом уровне изучения иностранного языка.

Источники

  1. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. и др. Spotlight. Английский в фокусе. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
  2. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В. и др. Spotlight. Английский в фокусе. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  3. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2021.
  4. Бим И. Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов / под. ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007.
  5. Данцева М. В. Развитие компенсаторных умений как способа формирования речевых навыков при изучении английского языка // Перспективы науки и образования. 2018. № 4.
  6. Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения у студентов языкового вуза (II курс, французский язык): дисс. … к. пед. н. Улан-Удэ, 2003.
  7. Коренева М. Р., Карбаинова М. Ю. Методическая система формирования компенсаторной компетенции говорения // Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 7.
  8. Корзун О. О. Формирование словообразовательной компетенции учащихся средней (полной) общеобразовательной школы (на материале английского языка): от теории к практике // Теория и практика современной науки и образования: российский и зарубежный опыт: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 30 ноября 2019 г.). Чебоксары, 2019.
  9. Крекнин С. А. Сущностная характеристика компенсаторных стратегий обучения разговорной речи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 1 (105).
  10. Куклина С. С. Компенсаторный компонент иноязычной коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5.
  11. Лаптева Е. И. Система формирования коммуникативно-компенсаторной компетенции обучающихся основной школы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1.
  12. Милованова Л. А. К вопросу о номенклатуре компенсаторных умений // Lingua mobilis. 2011. № 4.
  13. Милованова Л. А., Давиденко В. В. Компенсаторная компетенция как компонент содержания обучения иностранному языку в условиях естественнонаучного профиля // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (100).
  14. Попова К. С., Черемисинова Р. А. Средства формирования компенсаторной компетенции при обучении иноязычному говорению // Общество. Наука. Инновации: материалы научной конференции (г. Киров, 01-25 апреля 2019 г.). Киров: Изд-во ВятГУ, 2019.
  15. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  16. Примерные программы среднего (полного) общего образования: иностранный язык 10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2012. (Стандарты второго поколения).
  17. Радионова С. А., Саматова А. Р. Компенсаторная компетенция как составляющая иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации: сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции (г. Чебоксары, 20 октября 2017 г.). Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2017.
  18. Тарева Е. Г., Лучина Е. В., Сергеева М. Г. Специфика компенсаторной компетенции участника межкультурной коммуникации // Современный ученый. 2019. № 4.
  19. Федеральный государственный стандарт среднего образования: приказ от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014.
  20. Чернышева С. Л. Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся средних классов общеобразовательной школы. 2017. URL: https://pedsovet.su/load/116-1-0-52711
  21. Штанько Е. В. Вопросы подготовки к ЕГЭ по английскому языку обучающихся с низким уровнем развития речевых навыков // Иностранные языки в школе. 2018. № 10.
  22. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умений говорения в общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2013. № 9.
  23. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge, 2001.

Информация об авторах

Корзун Оксана Олеговна

к. пед. н., доц.

Московский городской педагогический университет

Штанько Елена Викторовна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 декабря 2021.
  • Опубликована: 28 февраля 2022.

Ключевые слова

  • компенсаторная компетенция
  • говорение
  • средняя общеобразовательная школа
  • английский язык
  • compensatory competence
  • speaking
  • general secondary school
  • English language

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)