• Научная статья
  • 21 ноября 2022
  • Открытый доступ

Воспитание детей в школьном коллективе и через школьный коллектив с учетом современных образовательных условий

Аннотация

Цель исследования - раскрыть положения теории коллективного воспитания, их актуальность в современных социокультурных условиях. Задачей современного образования является теоретическое и методическое осмысление позиций коллективного воспитания, воспитания в коллективе в современных социокультурных условиях. В статье раскрываются: понятия «воспитательный коллектив» и «детско-взрослая общность», роль коллектива в воспитании современных школьников, особенности деятельности педагога, ориентированного на воспитание учащихся в коллективе. Обозначены значимые идеи коллективного воспитания. Научная новизна заключается в выделении концептуальных позиций, важных для понимания принципа воспитания в коллективе и через коллектив, данные позиции начали разрабатываться в научной школе Л. И. Новиковой и имеют особую актуальность сегодня, продолжают прорабатываться и уточняться. В результате появляется видение того, как идеи коллективного воспитания могут реализовываться в настоящее время, в современных образовательных организациях, на что должен обращать внимание современный педагог, классный руководитель.

Источники

  1. Белова С. В., Алиева З. С. Детско-взрослая общность как цель и ценность вожатской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4.
  2. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.
  3. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
  4. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2012.
  5. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. М., 1950.
  6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1978.
  7. Новикова Л. И., Куракин А. Т. Детский коллектив как социально-педагогическая система // Теоретические проблемы воспитательного коллектива: сб. ст. / под ред. Л. П. Буева. Тарту, 1975.
  8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  9. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.
  10. Чирков И. А. Формирование детско-взрослой общности как фактора становления учебного коллектива в начальной школе // Воспитание школьников. 2021. № 7.
  11. Шацкий С. Т. Собрание сочинений. Педагогические сочинения: в 4-х т. М.: Педагогика, 1963. Т. 1.
  12. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография. М.: Педагогическое общество России, 2018.
  13. Шустова И. Ю., Жимаева Е. М. Детско-взрослая общность как ресурс воспитания детей с особыми проблемами // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2022. Т. 22. № 2.

Информация об авторах

Шустова Инна Юрьевна

д. пед. н.

Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2022.
  • Опубликована: 21 ноября 2022.

Ключевые слова

  • коллективное воспитание
  • школьный коллектив
  • современные образовательные условия
  • детско-взрослая общность
  • со-бытийная общность
  • ценностно-смысловое взаимодействие
  • collective education
  • school collective
  • modern educational conditions
  • child-adult community
  • co-existence community
  • value-and-meaning interaction

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)