• Научная статья
  • 21 ноября 2022
  • Открытый доступ

Педагогический дизайн лингвистического курса для подготовки студентов вуза к научно-исследовательской деятельности

Аннотация

Цель исследования - сформировать структуру и определить содержание дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности: лингвистический аспект», предлагаемой к освоению на первом курсе высшего учебного заведения. Структура учебного курса описана с учетом теоретической и практической составляющих, определена его лингвистическая и экстралингвистическая наполняемость. Научная новизна исследования заключается в разработке универсального учебного курса для высших учебных заведений, нацеленного на развитие научно-исследовательской компетенции у студентов первого курса разных направлений подготовки / специальностей. В результате доказано, что погружение студентов в научно-исследовательскую деятельность с первого курса важно для формирования научно-исследовательской компетенции, а также универсальных компетенций (критическое мышление, креативность, умение работать в команде).

Источники

  1. Богун В. В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов вузов на основе применения макетов динамических веб-страниц // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2022. № 1 (25).
  2. Боровкова М. Г., Краснов М. В., Николаева Л. А., Григорьева М. Н. Отношение студентов медицинских специальностей к научно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4.
  3. Выходцева Е. А., Гусева М. Н., Малышкин Н. Г. Управление научно-исследовательской деятельностью в вузе // Вестник Государственного университета управления. 2015. № 9.
  4. Иванова Е. О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5.
  5. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград, 2000.
  6. Клименко Ю. А., Преображенский А. П., Мотунова Л. Н. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2 (33).
  7. Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8 (140).
  8. Комарова Ю. А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 68.
  9. Маметьева О. С., Супрун Н. Г., Халикова Д. А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1.
  10. Мелешко Е. А. Современные педагогические технологии управления научно-исследовательской деятельностью студентов // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б «Гуманитарные науки». 2021. № 3.
  11. Перлов А. М. Полемика об обучении научной работе: презумпции и перспективы // Высшее образование в России. 2012. № 7.
  12. Стромов В. Ю., Сысоев П. В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216).
  13. Чистякова Г. В., Бондарева Е. П. Формирование soft skills в рамках деятельности студенческого научного клуба // Качественное профессиональное образование: современные проблемы и пути решения: мат. XIII науч.-метод. онлайн-конф. с междунар. уч. Кемерово, 2021.

Информация об авторах

Чистякова Галина Викторовна

к. филол. н., доц.

Кемеровский государственный медицинский университет

Бондарева Евгения Петровна

к. филол. н., доц.

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 октября 2022.
  • Опубликована: 21 ноября 2022.

Ключевые слова

  • научно-исследовательская деятельность студентов
  • лингвистический курс
  • структура учебного курса
  • научно-исследовательская компетенция
  • students’ research activities
  • linguistic course
  • structure of a training course
  • research competence

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)