• Научная статья
  • 28 февраля 2023
  • Открытый доступ

Элективный курс «Занимательный французский» в системе иноязычного профессионального образования при подготовке будущих учителей французского языка

Аннотация

Целью исследования является разработка элективного курса, отвечающего требованиям профильной подготовки будущего учителя иностранного языка с предметной и методической точек зрения. Элективные курсы призваны способствовать как формированию профессиональных компетенций, так и личностному росту будущего специалиста, предлагая ему возможность определения собственной траектории профессиональной подготовки. Новизна исследования определяется уточнением значимости позиции элективных курсов в формировании индивидуальной образовательной траектории будущих специалистов в области иноязычного образования и в разработке структуры и содержания элективного курса для будущих учителей французского языка «Занимательный французский», включающего в себя три модуля: «Фонетический иммерсив», «Слушаю, понимаю, говорю по-французски», «Французский в играх и загадках». Результатом исследования является представление авторами программы каждого из трех модулей курса, сопровождаемое описаниями конкретных материалов и заданий, а также форм организации занятий.

Источники

  1. Бердичевский А. Л. Внешняя и внутренняя мотивация при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2018. № 6.
  2. Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Тарева Е. Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: уч. пособие / под общ. ред. А. Л. Бердичевского. М.: ФЛИНТА, 2019.
  3. Бубнова Г. И., Тарасова А. Н. Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики: учебник и практикум для академического бакалавриата (со звуковым приложением CD MP3). М.: Юрайт, 2015.
  4. Васильева Д. А., Чернятина М. А., Михин В. П., Савельева В. В. Роль элективных курсов на международном факультете в условиях модернизации высшего профессионального образования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-2.
  5. Викулова Л. Г., Герасимова С. А. Элективный курс как средство формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата // Kant. 2020. № 3 (36).
  6. Викулова Л. Г., Кулешова А. В., Вяткина А. А. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков // Аниськина Н. В., Ухова Л. В., Викулова Л. Г., Кулешова А. В., Вяткина А. А., Борисова Е. Г., Василенко С. А. Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография. Ярославль, 2014.
  7. Гнездилов М. А. Роль элективных курсов по физической культуре в формировании социальной компетентности и адаптивности студентов вуза // Концепт. 2017. Т. 31.
  8. Головчанская И. И. Специфика профильных фонетических дисциплин в контексте профессиональной иноязычной подготовки: обзор методического опыта // Романские тетради: сб. ст. памяти проф. А. В. Щепиловой / отв. ред. Л. Г. Викулова, Л. В. Разумова. М.: Языки народов мира, 2020.
  9. Головчанская И. И., Дудушкина С. В. «Звуковой неообраз» французского языка как основа совершенствования слухо-произносительных навыков при обучении аудированию (педагогическое образование) // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6.
  10. Гордина М. В., Белякова Г. А. Практическая фонетика французского языка. СПб.: Книжный мир, 2003.
  11. Демченко З. А., Орешкина А. К. Развитие академической и социальной мобильности студента современного вуза в процессе включения его в работу элективных курсов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6.
  12. Лучина Е. В. Технология диагностики у студентов индивидуального стиля слухового восприятия // Обучение французскому и русскому языкам как иностранным. Лингвистические и дидактические аспекты: сб. ст. / отв. ред. Л. Г. Викулова, К. М. Илинский. М., 2018.
  13. Лучина Е. В. Учимся слушать и понимать французскую речь: уч. пособие по развитию навыков и умений аудирования фр. речи для студентов первого курса. М.: Изд-во Московского городского педагогического университета, 2020.
  14. Муриева М. В. Игровые технологии в современном иноязычном обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-9.
  15. Олевская М. И. Фонетика французского языка. Практический курс. М.: Нестор Академик, 2013.
  16. Панин В. А., Бобылев Ю. В., Зимулина Г. Д. Элективные курсы как средство дополнения и развития содержания профильных курсов в преподавании физики в педагогическом вузе // Совершенствование организационной и методической работы университета для повышения качества подготовки по программам высшего образования: мат. XLIV уч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (г. Тула, 11-12 апреля 2017 г.). Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2017.
  17. Печерский С. А., Клименко А. А., Плотников Д. С. Формирование личностной зрелости студента на элективных курсах по физической культуре и спорту // Проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта и здоровья в образовательном пространстве современной России: мат. нац. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 17-18 сентября 2019 г.). Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного аграрного университета, 2019.
  18. Попова А. В. Совершенствование этической компетенции учащихся в процессе освоения элективного курса // Наука и образование транспорту. 2011. № 1.
  19. Рапанович А. Н. Фонетика французского языка. Курс нормативной фонетики и дикции. М.: Альянс, 2014.
  20. Сергеева М. Г., Дудушкина С. В. Элективный курс «Cтратегии автономии в учебной деятельности» // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 4.
  21. Синельникова Н. А., Шлюбуль Е. Ю. Элективный курс в вузе как средство формирования дисциплинированности студента // Вестник современных исследований. 2018. № 10.5 (25).
  22. Сулейманова О. А., Водяницкая А. А. Элективный курс как инновационная образовательная среда // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2019. № 2 (34).
  23. Тарева Е. Г., Языкова Н. В. Факторы модернизации школьного образования в предметной области «Иностранные языки» // Иностранные языки в школе. 2018. № 4.
  24. Хохлова Н. В. Место и роль элективных курсов в самостоятельной работе бакалавров // Теория и методика профессионального образования. 2014. № 1.
  25. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007.
  26. Языкова Н. В., Макеева С. Н. Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете. М.: Тезаурус, 2015.
  27. Abry D., Chalaron M.-L. Les 500 exercices de phonétique avec corrigés. P.: Hachette livre, 2017.
  28. Kamoun Ch., Ripaud D. Phonétique essentielle du français. P.: Didier, 2018.
  29. Petitmengin V., Fafa C. La grammaire en jeux. Grenoble: Presse Universitaire de Grenoble, 2017.

Информация об авторах

Головчанская Ирина Ильинична

к. пед. н.

Московский городской педагогический университет

Дудушкина Светлана Викторовна

к. пед. н.

Московский городской педагогический университет

Лучина Елена Вячеславовна

к. пед. н.

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 января 2023.
  • Опубликована: 28 февраля 2023.

Ключевые слова

  • элективный курс
  • обучающая игра
  • иноязычное профессиональное образование
  • фонетический иммерсив
  • обучение устным видам речевой деятельности
  • elective course
  • educational game
  • foreign language vocational education
  • phonetic immersive approach
  • teaching oral speech activities

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)