Практика развития креативности будущего учителя начальных классов в современной цифровой образовательной среде с помощью технологии виртуальной реальности
Аннотация
Цель исследования – выявление возможностей развития креативности будущего учителя начальных классов в цифровой образовательной среде с помощью средств и технологий виртуальной реальности. В статье раскрыто понятие креативности учителя и описаны основы практической подготовки креативного учителя начальных классов средствами VR в рамках цифровизации образования. В современном контексте подготовки креативного учителя средства и технологии VR становятся актуальными и обязательными для профессионального роста учителя. Научная новизна. В данном исследовании авторы на практике применяли VR-технологию для развития креативности у обучающихся в рамках педагогического образования, что позволило определить особенности применения современных средств цифровизации на этапе подготовки будущих учителей начальных классов. Результаты исследования: доказана эффективность применения технологии виртуальной реальности в практической реализации развития креативности будущих учителей начальных классов.
Источники
- Бермус А. Г. Основы топологической модели реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2021. № 2.
- Евдокимов И. В., Михалев А. С., Тимофеев Н. А., Батурин Ю. А. Прогнозирование эффективности использования технологий виртуальной реальности в образовательном процессе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. № 3.
- Елесин С. С., Фещенко А. В. Виртуальная реальность в образовании: сомнения и надежды // Гуманитарная информатика. 2016. № 10.
- Ибрагимов Г. И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4.
- Иванов Д. В., Степашкина В. А. Креативная компетентность педагога, учителя, преподавателя: сущность, структура, значимость в общепрофессиональной компетентности // Концепт. 2022. № 10.
- Иванько А. Ф., Иванько М. А., Бурцева М. Б. Дополненная и виртуальная реальность в образовании // Молодой ученый. 2018. № 37.
- Куликова Т. А., Поддубная Н. А. Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях цифровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3.
- Курзаева Л. В., Барынина М. В., Якунина Е. К. К вопросу о трансформации системы профессиональной подготовки учителей в условиях развития сквозных технологий (на примере виртуальной и дополненной реальности) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3.
- Курзаева Л. В., Масленникова О. Е., Белобородов Е. И., Копылова Н. А. К вопросу о применении технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.
- Лисенко М. Л. Использование симулятора виртуальной реальности в подготовке учителя // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества: мат. междунар. науч.-практ. конф. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2019.
- Матушанский Г. У., Кудаков О. Р. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11-12.
- Менг Т. В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 52.
- Монтикова Л. А. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии по стандартам WorldSkills на основе цифровых ресурсов // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: сб. тр. III ежегод. всерос. науч.-практ. конф. М.: Мир науки, 2022.
- Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3.
- Ясвин В. А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. Т. 18. № 1.
- Barabasch A., Cattaneo A. Digital education in career and technical education and the support of creative professional development // The Wiley Handbook of Global Workplace Learning / ed. by V. H. Kenon, S. V. Palsole. Hoboken, 2019.
- Hepp P., Fernández M. À. P., García J. H. Teacher training: Technology helping to develop an innovative and reflective professional profile // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2015. Vol. 12. Iss. 2.
- Ivanov D. V., Stepashkina V. A., Sadovaya V. V. The creative competence of future teachers in information-educational environment of university // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3.
- Morais M. F., Azevedo I. What is a creative teacher and what is a creative pupil? Perceptions of teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Iss. 12.
- Petrenko M. A. The developmental interactive technology of students’ creative activity // Open Science Journal of Education. 2015. Iss. 3.
- Schön S., Ebner M., Kumar S. The Maker Movement. Implications of new digital gadgets, fabrication tools and spaces for creative learning and teaching // eLearning Papers. 2014. Iss. 39.
- Shipunova O., Evseeva L., Pozdeeva E., Evseev V. V., Zhabenko I. Social and educational environment modeling in future vision: Infosphere tools // E3S Web of Conferences. 2019. Vol. 110.
- Starkey L. A review of research exploring teacher preparation for the digital age // Cambridge Journal of Education. 2020. Vol. 50. Iss. 1.
Финансирование
Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 23 января 2023.
- Опубликована: 31 марта 2023.
Ключевые слова
- креативность
- цифровое образование
- цифровые средства обучения
- виртуальная реальность
- подготовка будущего учителя начальных классов
- creativity
- digital education
- digital means of education
- virtual reality
- training a future primary school teacher
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»