Диалоговый тренажер как педагогический инструмент предупреждения и профилактики кибербуллинга в школьной среде
Аннотация
Цель исследования – описать дидактические возможности диалогового тренажера как педагогического инструмента, позволяющего определять стратегию педагогических действий будущих учителей по предупреждению и профилактике кибербуллинга в школьной среде и экспериментально проверить эффективность его применения в процессе обучения студентов – будущих учителей в условиях педагогического университета. В статье описан алгоритм работы студентов – будущих педагогов с диалоговым тренажером, даны примеры конструирования ответов на ситуацию кибербуллинга в школьной среде с комментариями и разъяснениями. Научная новизна исследования состоит в том, что на технико-технологическом/прикладном уровне дидактического знания разработан педагогический инструмент, позволяющий совершенствовать качество подготовки будущих педагогов по предупреждению и профилактике кибербуллинга в школьной среде. В результате исследования апробированы способы реализации диалогового тренажера как педагогического инструмента по предупреждению и профилактике кибербуллинга, представляющего собой систему алгоритмов педагогических действий, формирующих профессиональные компетенции студентов – будущих учителей.
Источники
- Андреева А. О. Манипулирование в сети Интернет // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: мат. внутривузовской конференции / под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой, О. Л. Колобовой. Магнитогорск, 2015.
- Бенгина Е. А., Гришаева С. А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Современные тенденции в психологии. Вестник университета. 2018. № 2.
- Березина О. С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: мат. внутривузовской конференции / под ред. Г. Н. Чусавитиной, Е. В. Черновой, О. Л. Колобовой. Магнитогорск, 2015.
- Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3.
- Васикова А. Ф., Айдарова А. А. Феномен буллинга и кибербуллинга в современной школе // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: мат. IХ междунар. науч.-практ. конференции / отв. ред. Д. А. Погонышев. Нижневартовск, 2021.
- Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестник Мининского университета. 2016. № 2.
- Галинская И. Л. Компьютерная этика, информационная этика, киберэтика // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: мат. междунар. интернет-конф., проходившей на информ.-образоват. портале AUDITORIUM.RU (г. Москва, 15 января – 29 марта 2002 г.). М.: Дашков и К°, 2003.
- Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5.
- Карпов Д. С., Ибрагимова З. А. Способы и средства обеспечения анонимности в глобальной сети // Правовая информатика. 2021. № 3.
- Макарова Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3.
- Малькова Е. Ю. Этические проблемы виртуальной коммуникации: дисс. … к. филос. н. СПб., 2004.
- Николаева М. А., Авдюкова А. Е. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3 (88).
- Носова Н. В., Калинкина Е. М., Камракова Н. Ю. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации. Вологда: ВИРО, 2019.
- Серебренникова А. В. Противодействие киберпреступности: актуальные вопросы // Пробелы в российском законодательстве. 2023. № 1.
- Смирнов А. А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации: монография. СПб.: Русь, 2022.
- Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15).
- Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 6.
- Шевко Н. Р. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях // Учёные записки Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3.
- Bauman Sh. Cyberbullying: A Virtual Menace. Tucson, 2007.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 января 2024.
- Опубликована: 12 марта 2024.
Ключевые слова
- информационно-психологическая безопасность
- профилактика кибербуллинга в школьной среде
- диалоговый тренажер
- профессиональные компетенции будущих педагогов
- information-psychological security
- prevention of cyberbullying in the school environment
- dialogue simulator
- professional competencies of future teachers
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»