• Научная статья
  • 20 мая 2024
  • Открытый доступ

Феномен социокультурных эффектов юридического образования (на примере исследования эффект-изменения и эффекта информационного взаимодействия образовательной среды)

Аннотация

Внимание к проблеме исследования социокультурных эффектов юридического образования как феномена, который способствует становлению личности студента-юриста, обусловлено современными процессами трансформации общественных отношений (изменение на государственном уровне отношения к духовно-нравственным основам и культурно-историческому наследию российского общества). Цель статьи – на основе анализа особенностей и возможностей вуза юридического профиля в изменяющихся условиях выявить и охарактеризовать социокультурные эффекты юридического образования. В статье всестороннему изучению подвергается проблема социокультурной адаптации молодого поколения в условиях образовательной организации высшего образования юридического профиля. Научный интерес вызывает роль юридического образования в социализации личности студента. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем сделана попытка определить социокультурную ценность юридического образования как эффект-изменения и как эффект информационного взаимодействия образовательной среды. В результате исследования были выявлены особенности социокультурных аспектов юридического образования, ряд эффектов социокультурного взаимодействия, таких как эффекты-изменения, и определены положительные и негативные эффекты социокультурного взаимодействия в образовательном информационном пространстве, кроме этого, выделены базовые проявления социализации личности студента.

Источники

  1. Антонова О. Г. Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1 (45).
  2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 14.
  3. Асриев А. Ю. Социокультурные эффекты кадетского образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3-2.
  4. Викторова Е. В., Бадаева Е. Р. «Новые» и «старые» социокультурные эффекты информационного воздействия на личность в пространстве Интернет // Коммуникология. 2019. № 1.
  5. Ефлова З. Б., Сеппянен Т. П. Эффекты и аспекты социокультурной модернизации образования в сельской местности страны // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности и профессиональной подготовки кадров в России: материалы всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (г. Орел, 1 февраля 2020 г.) / под общ. ред. Г. Е. Котьковой. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2020.
  6. Королева К. Ю. Образование в социокультурном контексте: системный подход // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. № 1.
  7. Липская Л. А. Интеграция синергетического и социокультурного подходов в социально-гуманитарном образовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15. № 4.
  8. Никитина Э. К., Любченко О. А., Рябов В. В., Каитов А. П. Подготовка руководителей образовательных организаций к управлению социально-педагогическими системами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3.
  9. Сидорова И. К. Разработка и реализация социокультурной модели образования (на примере малого северного города): автореф. дисс. … к. пед. н. Тюмень, 2003.
  10. Сычев С. Е., Джалилов С. А., Талибов А. Х. Дистанционное обучение в образовательной организации: сущность и структура // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 11 (213).
  11. Троянская С. Л. Развитие общекультурной компетентности в процессе образования / Министерство образования Российской Федерации, Удмуртский государственный университет. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2004.
  12. Фабриков М. С. Педагогические основы формирования правовой культуры студентов: монография / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2020.
  13. Фугелова Т. А. Социокультурное образовательное пространство вуза как механизм становления и развития профессиональной мобильности будущего специалиста // Человек и образование. 2015. № 3 (44).
  14. Цирульников А. М. Модернизация и развитие образования: социокультурная альтернатива // Педагогика. 2016. № 8.
  15. Чернов Н. И. Образование как социокультурное явление: социально-философский аспект исследования: дисс. … к. филос. н. Чебоксары, 2005.
  16. Штурба В. А. Образование как социокультурный феномен: анализ ценностно-целевых компонентов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8.

Информация об авторах

Сычев Сергей Евгеньевич

к. пед. н.

Санкт-Петербургский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 апреля 2024.
  • Опубликована: 20 мая 2024.

Ключевые слова

  • высшее юридическое образование
  • социокультурные эффекты юридического образования
  • социализация личности студента-юриста
  • социокультурная ценность юридического образования
  • социокультурное взаимодействие в образовательном пространстве
  • higher legal education
  • socio-cultural effects of legal education
  • socialization of a law student’s personality
  • socio-cultural value of legal education
  • socio-cultural interaction in educational space

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)