• Научная статья
  • 22 мая 2024
  • Открытый доступ

Внедрение технологии виртуальной реальности в образовательный процесс системы высшего образования

Аннотация

Цель исследования – выявление особенностей внедрения VR-технологий в образовательный процесс высшей школы для совершенствования «твердых» и «мягких» навыков обучающихся. В статье рассмотрена отечественная и зарубежная литература относительно современной ситуации, которая характеризуется турбулентностью, неопределенностью и быстро изменяющейся ролью человека в обществе. Представляет интерес Четвертая промышленная революция, или Индустрия 4.0, которая меняет формат многих профессий и диктует требования относительно качества образования. Большой поток информации, тесное взаимодействие человека с цифровыми технологиями способствуют развитию клипового мышления. Система образования призвана учитывать современные тенденции, а также давать обучающимся набор компетенций, «твердые» и «мягкие» навыки, системное мышление и фундаментальные знания. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании теоретического обобщения психолого-педагогических работ относительно особенностей поколения Z, анализа современной ситуации, развивающейся в условиях Четвертой промышленной революции, или Индустрии 4.0, авторами обоснованы возможности совершенствования «твердых» и «мягких» навыков у обучающихся высшей школы посредством применения VR-технологий. В результате исследования установлено, что система образования уже не может полностью полагаться на традиционные методы обучения, должна искать более эффективные и современные способы взаимодействия с обучающимися. Одним из таких методов является использование технологий виртуальной реальности. В статье рассмотрены примеры применения VR-технологий в образовательном процессе высшей школы в медицинской, транспортной и инженерной сферах, показано влияние виртуальной реальности на развитие профессиональных и личностных компетенций.

Источники

  1. Авсиевич В. В., Авсиевич А. В. Использование технологий виртуальной реальности в техническом обучении на российских железных дорогах // Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте: материалы III всероссийской научно-практической конференции (г. Самара, 26-27 января 2021 года). Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2021.
  2. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М.: Институт психологии РАН, 2009.
  3. Бакин М. В. Иммерсивные технологии в развитии социальной эмпатии и образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10-2 (100).
  4. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание: клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве, клипы в образовании, неклиповое. М.: Проспект, 2016.
  5. Грязнов С. А. Новая образовательная реальность // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24. № 84. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2022-24-84-3-9
  6. Дутко Ю. А., Беловол Е. В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений) // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 1. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-7
  7. Жигалова О. П. Учебные симуляторы в системе профессионального образования: педагогический аспект // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 1 (34).
  8. Корнеева Н. Ю., Уварина Н. В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании // Современное педагогическое образование. 2022. № 6.
  9. Полищук К. А. «Клиповая культура» в современном потреблении информации // Известия Гомельского государственного университета. 2015. № 1 (88).
  10. Селиванов В. В. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 2 (14).
  11. Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Познание и личность в виртуальной реальности // Психология когнитивных процессов. 2015. № 5.
  12. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002.
  13. Шилов Е. К. VR-технологии в профессиональном образовании // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Екатеринбург, 19 мая 2022 г.) / под науч. ред. Б. Н. Гузанова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022.
  14. Alfalah S. F., Falah J. F., Alfalah T., Elfalah M., Muhaidat N., Falah O. A comparative study between a virtual reality heart anatomy system and traditional medical teaching modalities // Virtual Reality. 2019. Vol. 23.
  15. Cascio J. Facing the Age of Chaos. 2021. https://alfredopassos.wordpress.com/2021/07/29/facing-the-age-of-chaos-by-jamais-cascio/
  16. Lanier J. Dawn of the New Everything. Encounters with Reality and Virtual Reality. N. Y.: Henry Holt and Company, 2017.
  17. Marr B. The 5 Most Important Job Skills For the Future. 2019. https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2019/11/04/the-5-most-important-job-skills-for-the-future/?sh=192f7afa1e5d
  18. Parsons D., MacCallum K. Current Perspectives on Augmented Reality in Medical Education: Applications, Affordances and Limitations // Advances in Medical Education and Practice. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.2147/AMEP.S249891
  19. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Geneva, 2016.

Информация об авторах

Баканова Ирина Геннадьевна

к. пед. н., доц.

Самарский государственный университет путей сообщения; Самарский государственный технический университет; Самарский государственный медицинский университет

Дудович Дарья Леонидовна

к. пед. н., доц.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 апреля 2024.
  • Опубликована: 22 мая 2024.

Ключевые слова

  • навыки XXI века
  • мягкие навыки
  • твердые навыки
  • виртуальная реальность
  • клиповое мышление
  • применение VR-технологий в высшей школе
  • 21st century skills
  • soft skills
  • hard skills
  • virtual reality
  • clip thinking
  • use of VR technologies in higher education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)