• Научная статья
  • 7 июня 2024
  • Открытый доступ

Профессионально-личностная компетентность курсанта в системе обеспечения качества обучения военного вуза

Аннотация

Цель исследования – описание структуры и содержания разработанной модели формирования профессионально-личностной компетентности курсанта военного вуза. В статье представлен авторский подход к решению проблемы обеспечения качества обучения курсантов на основе реализации управленческой функции в рамках узлового механизма ситуационного центра (программно-технического комплекса) педагогической системы военного вуза, позволяющий диагностировать, прогнозировать (моделировать) и корректировать педагогический результат действия системы (профессионально-личностную компетентность курсанта). Научная новизна исследования состоит в обосновании целесообразности применения модели функциональной системы поведенческого акта П. К. Анохина для формирования профессионально-личностной компетентности курсанта как педагогического результата действия системы обеспечения качества обучения военного вуза. В результате исследования выработан подход к диагностике, прогнозированию (моделированию) и коррекции профессионально-личностной компетентности курсанта военного вуза и разработана структурно-содержательная модель ее формирования.

Источники

  1. Аксенов К. В. Организация военно-профессиональной подготовки офицеров в вузе командного профиля. Ярославль: МО РФ, 2002.
  2. Алехин И. А., Кузнецов Ю. Н. Сравнительный историко-педагогический анализ систем обеспечения качества профессиональной подготовки российских офицерских кадров и иностранных военных специалистов // Мир образования – образование в мире. 2017. № 4.
  3. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных систем. М.: Наука, 1978.
  4. Антюхов А. В., Матяш Н. В., Фомин Н. В. Проектирование и внедрение системы управления качеством образования в вузе: монография. М.: Педагогическое общество России, 2010.
  5. Булат Р. Е. Управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах: дисс. … д пед. н. СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2010.
  6. Галимзянов Х. М., Попов Ю. А., Сторожева Е. А. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО: научно-методическое пособие. Астрахань: Астраханский ГМУ, 2017.
  7. Григорьев П. В. Ситуационный центр как инструмент взаимодействия органов государственного управления и науки // Искусственные общества. 2020. Т. 15. Вып. 3.
  8. Кальней В. А., Шишов С. Е., Бухтеева Е. Е. Управление качеством образовательного процесса: монография / Российская международная академия туризма. М.: Логос, 2015.
  9. Кузнецов Ю. Н. Комплексная оценка профессионально-личностной компетентности иностранных военных специалистов в летных вузах Воздушно-космических сил // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021а. Т. 6. № 2.
  10. Кузнецов Ю. Н. Общая теория функциональных систем как теоретико-методологическая основа педагогической системы обеспечения качества // Педагогика и просвещение. 2021b. № 1.
  11. Кузнецов Ю. Н. Узловой механизм ситуационного центра педагогической системы обеспечения качества образовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021c. № 3.
  12. Ларина Т. В., Леонтьева Ю. С. Системный подход к проблеме диагностирования и прогнозирования качества высшего военно-профессионального образования курсантов // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2.
  13. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга) / Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Астерион, 2016.

Информация об авторах

Кузнецов Юрий Николаевич

д. пед. н.

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 апреля 2024.
  • Опубликована: 7 июня 2024.

Ключевые слова

  • военный вуз
  • обеспечение качества обучения
  • профессионально-личностная компетентность
  • педагогический результат
  • эталонный образ
  • прогнозирование развития
  • military university
  • ensuring the quality of training
  • professional-personal competence
  • pedagogical result
  • reference image
  • prediction of development

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)