• Научная статья
  • 20 августа 2024
  • Открытый доступ

Профилизация литературы средствами межпредметной интеграции

Аннотация

Цель исследования – определение эффективности применения межпредметной интеграции с краеведением на примере изучения литературы студентами, получающими образование по укрупненной группе специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, в рамках решения проблемы профилизации литературы как общеобразовательной дисциплины при реализации программ подготовки специалистов среднего звена. Научная новизна заключается в том, что разработана методика применения межпредметной интеграции литературы и краеведения для студентов специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, способствующая профилизации литературы. В статье дана характеристика интегративному подходу и межпредметной интеграции, рассмотрены имеющиеся подходы к интеграции краеведения и литературы; представлены разделы тематического планирования по литературе, отражающие краеведческий аспект Нижегородского края, определены и охарактеризованы принципы построения интегративного занятия, предложены приемы и формы работы со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования, направленные на профилизацию литературного материала. Также в ходе исследования разработаны и описаны оценочные материалы для проведения методического эксперимента с целью определения эффективности применения межпредметной интеграции и представленных приемов и форм обучения. Результаты проведенного среди студентов, получающих среднее профессиональное образование, эксперимента оказались положительными, что подтверждает эффективность предложенной методики в решении проблемы профилизации литературы.

Источники

  1. Антипова А. М., Подругина И. А. Традиции и современные стратегии развития методики преподавания литературы // Литература в школе. 2020. № 6.
  2. Беньковская Т. Е. Формирование научных школ в методике преподавания литературы 20 века и их взаимодействие // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13).
  3. Бирюкова О. И. Интегрированное обучение как перспективная форма организации литературного образования в вузе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9.
  4. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996. № 5.
  5. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие. М.: Флинта, 2015.
  6. Колокольцев Е. Н. Произведения живописи в школьном изучении литературы. М.: Перо, 2021.
  7. Маранцман В. Г., Маранцман Е. К., Бабурина М. А. Читатель и время: рабочая книга по литературе: 10 класс / под ред. В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение, 2009.
  8. Методика обучения литературе. XXI век: учебное пособие / под ред. Е. К. Маранцман. СПб.: Изд-во ВВМ, 2019.
  9. Мурин Д. Н. Петербург умышленный и отвлеченный. Город в классической литературе ХIХ века. Комментарий. М.: Страта, 2021.
  10. Николаева Е. А. Развитие общекультурной компетенции студентов в процессе изучения интегративного курса литературы в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2023.
  11. Обернихина Г. А., Емельянова Т. В., Мацыяка Е. В., Савченко К. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций. М.: Академия, 2015.
  12. Прокофьева А. Г. Краеведение в литературном школьном образовании // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13).
  13. Прокофьева А. Г. Пути использования краеведения в процессе обучения школьников литературе // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7).
  14. Пыхтина Ю. Г. Теория и методика анализа художественного текста: пространственный аспект: учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2007.
  15. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2012.

Информация об авторах

Николаева Елена Анатольевна

к. пед. н.

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 июля 2024.
  • Опубликована: 20 августа 2024.

Ключевые слова

  • интегративный подход
  • межпредметная интеграция
  • профилизация общеобразовательных дисциплин
  • краеведение
  • среднее профессиональное образование
  • integrative approach
  • interdisciplinary integration
  • specialization of general education disciplines
  • local history
  • secondary vocational education

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)