• Научная статья
  • 4 сентября 2024
  • Открытый доступ

Эволюция образовательных стандартов профессиональной подготовки дизайнеров в отечественной высшей школе конца XX и начала XXI века

Аннотация

Цель статьи автор видит в создании целостной картины становления и развития дизайн-образования на примере изменений образовательных стандартов конца XX века и начала XXI века. В статье проведен ретроспективный анализ образовательных стандартов, который поможет сформировать и научно обосновать цель и задачи, уточнить методы и технологии профессиональной подготовки дизайнеров на этапе перехода на новую российскую систему высшего образования. Научная новизна исследования включает следующий аспект: в статье на фоне процесса демократизации общественной жизни рассматриваемого исторического периода даны комплексный и сопоставительный анализы эволюции образовательных стандартов по профессиональной подготовке дизайнеров в высшей школе с точки зрения рассмотрения их структуры и содержания, отражающих социально-экономические преобразования в Российской Федерации. В результате исследования, проведя сравнительно-сопоставительный анализ существовавших и существующих на сегодняшний день образовательных стандартов, автор заключил, что необходимо учитывать сложившийся опыт разработки стандартов при профессиональной подготовке дизайнеров в высших учебных заведениях и уметь анализировать текущую геополитическую ситуацию в стране и в дизайн-отрасли для правильного определения ключевых задач, стоящих перед системой высшего образования, и понимания того, как подготовить студентов в современных условиях.

Источники

  1. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. Ю. Турчаниновой, Э. Гусинского, Н. Михайлова. М.: Педагогика-пресс, 2000.
  2. Климов В. П., Климова Г. П. Цели и социально-культурные версии дизайн-образования // Ценности и социальные технологии демократического общества XXI века: тезисы докладов научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 22-23 мая 2000 г.): в 2 т. Екатеринбург, 2000. Т. 2. Духовные ценности в современной культуре и образовании. Психолингвистика перевода: теория и практика.
  3. Климова Л. Н. Педагогическая модель дизайн-образования в профессиональном колледже: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2011.
  4. Кожуховская С. М. Дизайн-образование: структура, содержание и методы реализации: автореф. дисс. … д. пед. н. Нальчик, 2011.
  5. Кувшинова Г. А. Особенности дизайн-образования в России // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89).
  6. Ломов С. П. Приветственное слово на І Международном межвузовском фестивале искусств «Содружество молодых» // Материалы І Международного межвузовского фестиваля искусств «Содружество молодых». М.: Форте Пресс, 2017.
  7. Львова И. А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: автореф. дисс. … к. пед. н. Калуга, 2010.
  8. Резинкина Л. В., Дромова Н. А. Современные проблемы развития дизайн-образования: историко-культурный контекст // Человек и образование. 2018. № 3 (56).
  9. Устинов А. Г. Дизайнерское образование в Японии // Дизайнерское образование. История. Теория. Практика / под общ. ред. В. Р. Аронова, В. Ф. Сидоренко. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2007.
  10. Шмакова Л. Е. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе: дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2009.

Информация об авторах

Кувшинова Галина Анатольевна

к. пед. н., доц.

Национальный институт дизайна, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 июля 2024.
  • Опубликована: 4 сентября 2024.

Ключевые слова

  • дизайн-образование
  • образовательные стандарты
  • профессиональная подготовка дизайнеров
  • система высшего образования
  • design education
  • educational standards
  • designer training
  • higher education system

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)