• Научная статья
  • 13 сентября 2024
  • Открытый доступ

Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных проектов (тьюторов) в системе дополнительного профессионального образования на примере АНО ВО «Университет Иннополис»

Аннотация

Цель исследования – спроектировать, разработать и апробировать Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных проектов (тьюторов) в системе дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). В статье рассмотрена организация тьюторского сопровождения в условиях ДПО: обозначены этапы тьюторского сопровождения, определена специфика работы тьюторов в образовательной организации ДПО, выделены кластеры и сферы компетенций тьюторов. Научная новизна заключается в том, что в разработанную Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных проектов (тьюторов) в системе ДПО впервые, наряду с Hard-компетенциями и Soft-компетенциями, введены Digital-компетенции и Self-компетенции. В результате исследования обозначены специфика, особенности и возможности тьюторства в ДПО в условиях цифровой трансформации образования, выделены кластеры и сферы компетенций тьюторов, определены уровни владения компетенциями. Проведенный анализ тьюторской деятельности позволил разработать Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных проектов (тьюторов) в системе ДПО.

Источники

  1. Анкудинова Н. Г. Анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронно-образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. № 2.
  2. Астахова О. В., Белан Н. В., Боровкова Т. И., Гончарова А. В., Горяченко Е. А., Гуремина Н. В., Немцова М. В., Приходько Н. Ю., Степкова О. В., Тихонова (Просветова) Л. А., Третьяк Г. Е. Тьюторство в образовании: от исследований к практикам: монография. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2020.
  3. Вилкова К. А., Лебедев Д. В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  4. Воронцова А. В., Воронцов Д. Б. Подготовка и сопровождение тьюторов для реализации онлайн-курсов в системе ДПО // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126).
  5. Гедгафова Л. М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Калинина Н. В., Зырянова Ю. И. Формирование тьюторской компетенции педагога в общеобразовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.072
  8. Ковалева Т. М. Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: материалы XIII международной научно-практической конференции (XXV всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 27-28 октября 2020 г.). М.: Ресурс, 2020.
  9. Ковалева Т. М. Забота как концепт тьюторской деятельности // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы: материалы X международной научно-практической и XXII всероссийской тьюторской конференции (г. Москва, 31 октября – 1 ноября 2017 г.). М., 2017.
  10. Ковалева Т. М., Суханова Е. А., Гулиус Н. С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (112).
  11. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. – Тверь: СФК-офис, 2012.
  12. Козлова Е. Л., Косолапова Л. А. Тьюторское сопровождение профессионального выбора сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Психологические и педагогические науки. 2019. № 2.
  13. Крашенинникова Л. В., Захаров К. П. Развитие цифровой образовательной среды для реализации тьюторской деятельности // Интерактивное образование. 2018. № 4.
  14. Латышев А. С. Компетентностная модель тьютора – разработка и реализация в современном российском университете // Вестник Омского государственного университета. Серия: Экономика. 2020. № 1.
  15. Марон А. Е. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. 2008. № 1.
  16. Медведев В. Е., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11.
  17. Метлина А. Е. Модель тьюторского сопровождения в повышении продуктивности образовательного процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
  18. Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики: материалы III всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием (г. Краснодар, 6 апреля 2021 г.). Краснодар, 2021.
  19. Сурнина Т. Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя // Омский научный вестник. 2008. № 1 (63).
  20. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: педагогическое образование как становящаяся антропопрактика: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции (XXVI всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 26 октября – 27 октября 2021 г.). М.: ДПК Пресс, 2021.
  21. Файн Т. А. Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2.
  22. Чеснокова А. Ю., Волкова И. А. Компетентностная модель тьютора в условиях цифровой экономики // Modern Economy Success. 2020. № 3.
  23. Шарко М. И. Провокативные приемы в обучении студентов и условия их применения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 2 (52). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-202
  24. Шеманаева М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Концепт. 2017. № S12.
  25. Шкатов Д. П., Степин В. С., Рузавин Г. И., Голдберг Ф. Н., Александров П. С. Индукция // Концепты: гуманитарный портал. 2024. https://gtmarket.ru/concepts/7146
  26. Щенникова С. А., Теслинова А. Г., Черняковский А. Г. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство: учебное пособие для вузов: в 2 ч. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. Ч. 1.
  27. Ярош А. А. Модель тьюторского сопровождения педагогов на основе диагностики профессиональных компетенций // Управление качеством и независимая оценка в сфере образования: сборник тезисов первой всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2021.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Информация об авторах

Бородулина Елена Михайловна

Университет Иннополис

Галиханова Екатерина Борисовна

Университет Иннополис

Образцова Мария Николаевна

к. филол. н., доц.

Университет Иннополис

Пилипенко Сергей Александрович

к. психол. н., доц.

Университет Иннополис

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 июля 2024.
  • Опубликована: 13 сентября 2024.

Ключевые слова

  • Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных программ
  • тьютор
  • дополнительное профессиональное образование
  • адаптивное обучение
  • функциональный анализ образовательной деятельности
  • Competency model, including digital competencies, for educational program support specialists
  • tutor
  • additional professional education
  • adaptive learning
  • functional analysis of educational activities

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)