• Original research article
  • September 13, 2024
  • Open access

Competency model, including digital competencies, for educational project support specialists (tutors) in the system of additional professional education (as exemplified by the Innopolis University)

Abstract

The study aims to design, develop, and test a Competency model, including digital competencies, for educational project support specialists (tutors) in the system of additional professional education. The paper examines the organization of tutoring support in the context of additional professional education. The study identifies the stages of tutoring support, determines the specifics of the work of tutors in an additional professional education organization, and highlights the clusters and spheres of competencies for tutors. The scientific novelty lies in the fact that the developed Competency model for the first time includes Digital Competencies and Self Competencies, alongside Hard and Soft Competencies. As a result of the study, the specifics, features, and possibilities of tutoring in additional professional education in the context of digital transformation of education are identified, clusters and spheres of competencies for tutors are highlighted, and the levels of competence mastery are determined. The conducted analysis of tutoring activities allowed for the development of the Competency model, including digital competencies, for educational project support specialists (tutors) in the additional professional education system.

References

  1. Анкудинова Н. Г. Анализ функций тьюторского сопровождения непрерывного образования взрослых в условиях электронно-образовательной среды // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. № 2.
  2. Астахова О. В., Белан Н. В., Боровкова Т. И., Гончарова А. В., Горяченко Е. А., Гуремина Н. В., Немцова М. В., Приходько Н. Ю., Степкова О. В., Тихонова (Просветова) Л. А., Третьяк Г. Е. Тьюторство в образовании: от исследований к практикам: монография. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2020.
  3. Вилкова К. А., Лебедев Д. В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
  4. Воронцова А. В., Воронцов Д. Б. Подготовка и сопровождение тьюторов для реализации онлайн-курсов в системе ДПО // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 3 (126).
  5. Гедгафова Л. М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11.
  6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  7. Калинина Н. В., Зырянова Ю. И. Формирование тьюторской компетенции педагога в общеобразовательной организации // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.072
  8. Ковалева Т. М. Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: материалы XIII международной научно-практической конференции (XXV всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 27-28 октября 2020 г.). М.: Ресурс, 2020.
  9. Ковалева Т. М. Забота как концепт тьюторской деятельности // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы: материалы X международной научно-практической и XXII всероссийской тьюторской конференции (г. Москва, 31 октября – 1 ноября 2017 г.). М., 2017.
  10. Ковалева Т. М., Суханова Е. А., Гулиус Н. С. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (112).
  11. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М. – Тверь: СФК-офис, 2012.
  12. Козлова Е. Л., Косолапова Л. А. Тьюторское сопровождение профессионального выбора сельских школьников, ориентированных на педагогические специальности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Психологические и педагогические науки. 2019. № 2.
  13. Крашенинникова Л. В., Захаров К. П. Развитие цифровой образовательной среды для реализации тьюторской деятельности // Интерактивное образование. 2018. № 4.
  14. Латышев А. С. Компетентностная модель тьютора – разработка и реализация в современном российском университете // Вестник Омского государственного университета. Серия: Экономика. 2020. № 1.
  15. Марон А. Е. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. 2008. № 1.
  16. Медведев В. Е., Татур Ю. Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11.
  17. Метлина А. Е. Модель тьюторского сопровождения в повышении продуктивности образовательного процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 2 (220). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2022-2-50-57
  18. Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики: материалы III всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием (г. Краснодар, 6 апреля 2021 г.). Краснодар, 2021.
  19. Сурнина Т. Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя // Омский научный вестник. 2008. № 1 (63).
  20. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: педагогическое образование как становящаяся антропопрактика: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции (XXVI всероссийской научно-практической конференции) (г. Москва, 26 октября – 27 октября 2021 г.). М.: ДПК Пресс, 2021.
  21. Файн Т. А. Тьюторство в условиях модернизации дополнительного профессионального педагогического образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2.
  22. Чеснокова А. Ю., Волкова И. А. Компетентностная модель тьютора в условиях цифровой экономики // Modern Economy Success. 2020. № 3.
  23. Шарко М. И. Провокативные приемы в обучении студентов и условия их применения // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 2 (52). https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-202
  24. Шеманаева М. А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Концепт. 2017. № S12.
  25. Шкатов Д. П., Степин В. С., Рузавин Г. И., Голдберг Ф. Н., Александров П. С. Индукция // Концепты: гуманитарный портал. 2024. https://gtmarket.ru/concepts/7146
  26. Щенникова С. А., Теслинова А. Г., Черняковский А. Г. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство: учебное пособие для вузов: в 2 ч. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. Ч. 1.
  27. Ярош А. А. Модель тьюторского сопровождения педагогов на основе диагностики профессиональных компетенций // Управление качеством и независимая оценка в сфере образования: сборник тезисов первой всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2021.

Funding

The study was carried out as part of the federal project “Development of the Personnel Potential of the IT Industry” within the national program “Digital Economy of the Russian Federation”.

Author information

Elena Mihailovna Borodulina

Innopolis University

Ekaterina Borisovna Galikhanova

Innopolis University

Maria Nikolaevna Obraztsova

PhD

Innopolis University

Sergey Alexandrovich Pilipenko

PhD

Innopolis University

About this article

Publication history

  • Received: July 22, 2024.
  • Published: September 13, 2024.

Keywords

  • Модель компетенций, в том числе цифровых, специалистов сопровождения образовательных программ
  • тьютор
  • дополнительное профессиональное образование
  • адаптивное обучение
  • функциональный анализ образовательной деятельности
  • Competency model, including digital competencies, for educational program support specialists
  • tutor
  • additional professional education
  • adaptive learning
  • functional analysis of educational activities

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)