• Научная статья
  • 16 сентября 2024
  • Открытый доступ

Развитие системы поддержки одаренных детей в СССР и в России: направления и перспективы

Аннотация

В статье рассматривается работа с одаренными детьми в России в контексте исторического становления системы российского образования. Целью исследования является выявление характеристик, направлений и перспектив работы с одаренными детьми в России в рамках экстенсивного и интенсивного путей развития. В исследовании привлекались законодательные акты, проекты по работе с детьми, педагогические труды по проблеме одаренности; применены методы анализа и обобщения. Научная новизна исследования заключается в прогнозировании возможных направлений развития системы олимпиад с учетом системообразующей функции. В итоге можно сказать, что после распада СССР в российской системе дополнительного образования намечен вектор перехода от экстенсивного к интенсивному подходу в работе с одаренными детьми благодаря региональным центрам выявления и поддержки одаренных детей. При этом система работы с одаренными детьми сохраняет ее исторические характеристики экстенсивного подхода во всех направлениях, а масштаб работы с одаренными детьми увеличивается: (1) в системе олимпиад, (2) дополнительного образования, а также (3) углубленного изучения предметов в общеобразовательных учреждениях для одаренных детей. Среди возможных направлений и перспектив определены улучшение «треугольника» поддержки одаренных детей (олимпиада – школа – дополнительное образование) в гуманитарных направлениях, например путем выяснения статуса общеобразовательных организаций с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов в отношении работы с одаренными детьми и реализации возможностей вариативного характера текущей системы олимпиад, которая позволяет детям проявить свою одаренность в широком спектре деятельностей и учебных предметов.

Источники

  1. Абрамов А. М. О педагогическом наследии А. Н. Колмогорова // Успехи математических наук. 1988. № 6.
  2. Гончаров Н. К. Еще раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1964. № 2.
  3. Жуковская С. П. Идеи Н. К. Крупской о развитии творческих способностей учащихся (на материале опытно-показательных учреждений) // Советская педагогика. 1982. № 3.
  4. Каргина З. А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два «Золотых периода» // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1.
  5. Крутецкий В. А. Математические способности и их развитие у школьников // Советская педагогика. 1962. № 9.
  6. Лазарев В. А. Профильные школы: воспитание талантов // Советская педагогика. 1990. № 6.
  7. Левин А. А. Массовые олимпиады и конкурсы как средство воспитания познавательных интересов // Советская педагогика. 1965. № 3.
  8. Майофис М. Л., Кукулин И. В. Математические школы в СССР: генезис институции и типология утопий // Острова утопии. Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): коллективная монография / ред. и сост.: И. В. Кукулин, М. Л. Майофис, П. А. Сафронов. М.: New Literary Observer, 2015.
  9. Мешалкина К. Н. Профильная дифференциация образования // Советская педагогика. 1990. № 1.
  10. Орлов В. А. Олимпиады вчера, сегодня и завтра // Советская педагогика. 1989. № 11.
  11. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская; науч. ред. В. Д. Шадриков. Изд-е 2-е, расш. и перераб. М., 2003.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. Одаренность и уровень способностей.
  13. Рубцов В. В., Журавлев А. Л., Марголис А. А., Ушаков Д. В. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
  14. Рукшин С. Е. Математические соревнования в СССР и России // Компьютерные инструменты в школе. 2011. № 6.
  15. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. Способности и одаренность.
  16. Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, или Горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2.
  17. Ушаков Д. В., Шепелева Е. А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54.
  18. Чудасова Л. А. Воспитание одаренных детей в теории и практике отечественной педагогики 20-х – начала 30-х годов XX в.: дисс. … к. пед. н. М., 1996.

Информация об авторах

Кахраман Гокмен

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 мая 2024.
  • Опубликована: 16 сентября 2024.

Ключевые слова

  • работа с одаренными детьми
  • олимпиады школьников
  • специализированные учебно-научные центры
  • дополнительное образование
  • система олимпиад
  • work with gifted children
  • school Olympiads
  • specialized educational and scientific centers
  • additional education
  • Olympiad system

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)