Формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству в проекте педагогических университетов России и Азербайджана
Аннотация
Целью исследования является определение направлений практической подготовки студентов педагогических университетов к волонтерской деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье представлены направления подготовки инклюзивных волонтеров посредством включения их в практико-ориентированные задания, научные и образовательные семинары, практикумы, тренинги, ориентирующие студентов – будущих педагогов на активное включение в волонтерскую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), взаимодействие с родителями, воспитывающими детей этой категории, с педагогами, работающими в условиях инклюзивного дошкольного и школьного образования. В статье представлен опыт подготовки инклюзивных волонтеров в рамках академической мобильности студентов педагогических профилей Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ) и Азербайджанского университета языков (АУЯ), направленный на формирование инклюзивной культуры и готовности студентов – будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Описываются инклюзивные волонтерские и исследовательские проекты, структура проведения совместной педагогической практики в инклюзивных организациях г. Грозного (Россия) и г. Баку (Азербайджан), включающие цикл совместных просветительских, образовательных и научных мероприятий со студентами. В статье обращается внимание на то, что формирование навыков инклюзивного волонтерства становится значимым параметром подготовки к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования и способствует усилению мотивации и выработки адекватных эмоциональных реакций у студентов – будущих педагогов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлен опыт подготовки студентов – будущих педагогов к инклюзивной волонтерской деятельности в вузах-партнерах (ЧГПУ и АУЯ) в условиях академической мобильности студентов педагогических профилей России и Азербайджана. В результате исследования установлено, что комплексный подход к формированию опыта инклюзивного волонтерства у студентов – будущих педагогов становится мощным стимулом повышения их инклюзивной культуры и готовности работать в условиях инклюзивного образования, а также стимулирует рост личностного потенциала студентов педагогических профилей. В процессе овладения навыками инклюзивного волонтерства у студентов – будущих педагогов расширяется круг педагогических ориентиров, направленных на взаимодействие с детьми с ОВЗ и их родителями.
Источники
- Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В. В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018.
- Алмазова А. А., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Васильева Д. Е., Туманов К. И. Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2023. № 4 (72).
- Алмазова О. В., Пряжников Н. С., Чурбанова С. М. Профориентация в системе социального волонтёрства // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25).
- Андриевская Л. А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2022.
- Баряева Л. Б., Газиева М. З., Зейналова Н. Э. Корреляты инклюзивной культуры будущего педагога с готовностью к педагогической деятельности и параметрами эмоционального интеллекта (кросскультурный аспект) // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2024. Вып. 84. Ч. 2.
- Бездетко С. Н., Зак Г. Г., Каракулова Е. В., Труфанова Г. К., Цыганкова А. В. Проблемы сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2022. № 4 (68).
- Бударина А. О., Старовойт Н. В. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87).
- Вандышева Л. В. Организация добровольчества / волонтёрства: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2022.
- Газиева М. З., Баряев А. А., Килаев И. Ю. Представления студентов о формате и направлениях инклюзивного образования в области физической культуры, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2024. № 10.
- Газиева М. З., Газиева Я. З. Готовность будущих педагогов к использованию инклюзивных практик и возможности формирования инклюзивной культуры педагога // Специальное образование. 2024. № 3 (75).
- Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В. Особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих инклюзивную практику // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 4.
- Дербенева Г. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзии // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149).
- Деточенко Л. С. Современные тенденции обеспечения инклюзивности в парадигме высшего образования // Социология. 2022. № 4.
- Зелко А. С., Масло В. С. Организация волонтерских практик студентов высшей школы в сфере инклюзивного образования // Перспективы науки. 2021. № 4 (139).
- Ибрагимова Л. А., Новикова Е. А. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании: теоретический аспект // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4.
- Кантор В. З., Зарин А., Круглова Ю. А., Проект Ю. Л. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3.
- Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кошелева А. Н., Луговая В. Ф., Хороших В. В. Инклюзивные диспозиции как профессионально значимые характеристики будущих педагогов: типологический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 210.
- Каракулова Е. В., Бездетко С. Н., Конева Н. А., Обухова Н. В., Мурашева Е. А. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2023. № 3.
- Керимова Э. Инклюзивное образование в Азербайджане: проблемы внедрения // Вестник Казахского национального университета им. Аль-Фараби. 2011. Т. 33. № 2.
- Корякина Т. Г., Архипова С. Н. Факторы развития когнитивного компонента инклюзивной готовности будущих педагогов // Научное мнение. 2022. № 12.
- Крутицкая Е. В., Огнев А. С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтёрства в вузе. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.
- Лаврентьева М. А., Рябова Н. В., Гришина О. С. Формирование готовности студентов к волонтерской работе в сфере психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2021.
- Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Мацюк Т. Б. Психологический потенциал студенческого волонтёрства // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. № 2.
- Липунова О. В. Готовность студентов педагогического вуза к деятельности в условиях инклюзивного образования // American Scientific Journal. 2021. № 48-2 (48).
- Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклинская К. А. Социальная волонтерская деятельность студентов ВУЗа в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33).
- Особое детство: вызовы и перспективные решения: материалы Международной студенческой научно-практической конференции, проводимой в рамках Международного научного симпозиума «Инклюзия: общество равных возможностей» / ред. коллегия М. З. Газиева, Н. Э. Зейналова, А. Х. Яхьяева. Махачкала: Издательство АЛЕФ; ЧГПУ, 2024.
- Певная М. В. Студенческое волонтёрство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. № 6.
- Салаватулина Л. Р., Резникова Е. В. Диагностика готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2.
- Самарцева Е. Г. Формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 13.
- Серебреникова Ю. В. Формирование специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи в области инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1 (65).
- Хентонен А. Г., Падалко А. И. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3.
- Хитрюк В. В. Образовательная инклюзия в Республике Беларусь: стратегии развития в контексте особых образовательных потребностей // Специальное образование. 2023. № 4 (72).
- Яковлева Е. Л. Инклюзивный подход к бытию: науч.-метод. пособие / ред. Д. З. Ахметова. Казань: Познание, 2014.
- Alhammadi M. M. Assessing the Efficiency of Teacher Education Program in Emirati University for Preparing Pre-service Teachers for Inclusive Education // Cogent Education. 2024. Vol. 11. Iss. 1.
- Zeynalova N. The Use of New Learning Technologies in the Development of Creativity of Students // Research Papers. 2018. Vol. 85. Iss. 8.
Финансирование
Работа выполнена в рамках государственного задания, при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Регистрационный номер: 124051600016-4 – «Педагогические стратегии формирования инклюзивной культуры у будущих учителей в образовательном пространстве России и Азербайджана».
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 24 сентября 2024.
- Опубликована: 6 ноября 2024.
Ключевые слова
- инклюзивное образование
- инклюзивное волонтерство
- студенты – будущие педагоги
- практико-ориентированные технологи волонтерской деятельности
- дети с ограниченными возможностями здоровья
- inclusive education
- inclusive volunteering
- future teachers
- practice-oriented technologies of volunteering
- children with disabilities
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»