• Научная статья
  • 6 ноября 2024
  • Открытый доступ

Формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству в проекте педагогических университетов России и Азербайджана

Аннотация

Целью исследования является определение направлений практической подготовки студентов педагогических университетов к волонтерской деятельности в условиях инклюзивного образования. В статье представлены направления подготовки инклюзивных волонтеров посредством включения их в практико-ориентированные задания, научные и образовательные семинары, практикумы, тренинги, ориентирующие студентов – будущих педагогов на активное включение в волонтерскую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), взаимодействие с родителями, воспитывающими детей этой категории, с педагогами, работающими в условиях инклюзивного дошкольного и школьного образования. В статье представлен опыт подготовки инклюзивных волонтеров в рамках академической мобильности студентов педагогических профилей Чеченского государственного педагогического университета (ЧГПУ) и Азербайджанского университета языков (АУЯ), направленный на формирование инклюзивной культуры и готовности студентов – будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Описываются инклюзивные волонтерские и исследовательские проекты, структура проведения совместной педагогической практики в инклюзивных организациях г. Грозного (Россия) и г. Баку (Азербайджан), включающие цикл совместных просветительских, образовательных и научных мероприятий со студентами. В статье обращается внимание на то, что формирование навыков инклюзивного волонтерства становится значимым параметром подготовки к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования и способствует усилению мотивации и выработки адекватных эмоциональных реакций у студентов – будущих педагогов. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые представлен опыт подготовки студентов – будущих педагогов к инклюзивной волонтерской деятельности в вузах-партнерах (ЧГПУ и АУЯ) в условиях академической мобильности студентов педагогических профилей России и Азербайджана. В результате исследования установлено, что комплексный подход к формированию опыта инклюзивного волонтерства у студентов – будущих педагогов становится мощным стимулом повышения их инклюзивной культуры и готовности работать в условиях инклюзивного образования, а также стимулирует рост личностного потенциала студентов педагогических профилей. В процессе овладения навыками инклюзивного волонтерства у студентов – будущих педагогов расширяется круг педагогических ориентиров, направленных на взаимодействие с детьми с ОВЗ и их родителями.

Источники

  1. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В. В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018.
  2. Алмазова А. А., Туманова Т. В., Филичева Т. Б., Васильева Д. Е., Туманов К. И. Состояние готовности педагогов к овладению персонализированными стратегиями обучения детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2023. № 4 (72).
  3. Алмазова О. В., Пряжников Н. С., Чурбанова С. М. Профориентация в системе социального волонтёрства // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25).
  4. Андриевская Л. А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2022.
  5. Баряева Л. Б., Газиева М. З., Зейналова Н. Э. Корреляты инклюзивной культуры будущего педагога с готовностью к педагогической деятельности и параметрами эмоционального интеллекта (кросскультурный аспект) // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2024. Вып. 84. Ч. 2.
  6. Бездетко С. Н., Зак Г. Г., Каракулова Е. В., Труфанова Г. К., Цыганкова А. В. Проблемы сформированности компетенций у педагогов в области технологий инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2022. № 4 (68).
  7. Бударина А. О., Старовойт Н. В. Социокультурные практики в подготовке педагогов инклюзивного образования: опыт БФУ имени Иммануила Канта // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87).
  8. Вандышева Л. В. Организация добровольчества / волонтёрства: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2022.
  9. Газиева М. З., Баряев А. А., Килаев И. Ю. Представления студентов о формате и направлениях инклюзивного образования в области физической культуры, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2024. № 10.
  10. Газиева М. З., Газиева Я. З. Готовность будущих педагогов к использованию инклюзивных практик и возможности формирования инклюзивной культуры педагога // Специальное образование. 2024. № 3 (75).
  11. Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В. Особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих инклюзивную практику // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 4.
  12. Дербенева Г. В. Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзии // Казанский педагогический журнал. 2021. № 6 (149).
  13. Деточенко Л. С. Современные тенденции обеспечения инклюзивности в парадигме высшего образования // Социология. 2022. № 4.
  14. Зелко А. С., Масло В. С. Организация волонтерских практик студентов высшей школы в сфере инклюзивного образования // Перспективы науки. 2021. № 4 (139).
  15. Ибрагимова Л. А., Новикова Е. А. Подготовка бакалавров к профессиональной деятельности в инклюзивном образовании: теоретический аспект // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4.
  16. Кантор В. З., Зарин А., Круглова Ю. А., Проект Ю. Л. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 3.
  17. Кантор В. З., Проект Ю. Л., Кошелева А. Н., Луговая В. Ф., Хороших В. В. Инклюзивные диспозиции как профессионально значимые характеристики будущих педагогов: типологический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 210.
  18. Каракулова Е. В., Бездетко С. Н., Конева Н. А., Обухова Н. В., Мурашева Е. А. Организация эффективного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2023. № 3.
  19. Керимова Э. Инклюзивное образование в Азербайджане: проблемы внедрения // Вестник Казахского национального университета им. Аль-Фараби. 2011. Т. 33. № 2.
  20. Корякина Т. Г., Архипова С. Н. Факторы развития когнитивного компонента инклюзивной готовности будущих педагогов // Научное мнение. 2022. № 12.
  21. Крутицкая Е. В., Огнев А. С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтёрства в вузе. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.
  22. Лаврентьева М. А., Рябова Н. В., Гришина О. С. Формирование готовности студентов к волонтерской работе в сфере психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых детей с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, 2021.
  23. Леньков С. Л., Рубцова Н. Е., Мацюк Т. Б. Психологический потенциал студенческого волонтёрства // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28. № 2.
  24. Липунова О. В. Готовность студентов педагогического вуза к деятельности в условиях инклюзивного образования // American Scientific Journal. 2021. № 48-2 (48).
  25. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклинская К. А. Социальная волонтерская деятельность студентов ВУЗа в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33).
  26. Особое детство: вызовы и перспективные решения: материалы Международной студенческой научно-практической конференции, проводимой в рамках Международного научного симпозиума «Инклюзия: общество равных возможностей» / ред. коллегия М. З. Газиева, Н. Э. Зейналова, А. Х. Яхьяева. Махачкала: Издательство АЛЕФ; ЧГПУ, 2024.
  27. Певная М. В. Студенческое волонтёрство: особенности деятельности и мотивации // Высшее образование в России. 2015. № 6.
  28. Салаватулина Л. Р., Резникова Е. В. Диагностика готовности будущих педагогов к инклюзивному волонтерству // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2.
  29. Самарцева Е. Г. Формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 13.
  30. Серебреникова Ю. В. Формирование специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи в области инклюзии // Специальное образование. 2022. № 1 (65).
  31. Хентонен А. Г., Падалко А. И. Профессиональная подготовка студентов к инклюзивному образованию // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3.
  32. Хитрюк В. В. Образовательная инклюзия в Республике Беларусь: стратегии развития в контексте особых образовательных потребностей // Специальное образование. 2023. № 4 (72).
  33. Яковлева Е. Л. Инклюзивный подход к бытию: науч.-метод. пособие / ред. Д. З. Ахметова. Казань: Познание, 2014.
  34. Alhammadi M. M. Assessing the Efficiency of Teacher Education Program in Emirati University for Preparing Pre-service Teachers for Inclusive Education // Cogent Education. 2024. Vol. 11. Iss. 1.
  35. Zeynalova N. The Use of New Learning Technologies in the Development of Creativity of Students // Research Papers. 2018. Vol. 85. Iss. 8.

Финансирование

Работа выполнена в рамках государственного задания, при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Регистрационный номер: 124051600016-4 – «Педагогические стратегии формирования инклюзивной культуры у будущих учителей в образовательном пространстве России и Азербайджана».

Информация об авторах

Баряева Людмила Борисовна

д. пед. н., проф.

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Газиева Марина Зеудыевна

к. психол. н., доц.

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

Зейналова Нигяр Эльдар гызы

доктор философии по педагогике, доц.

Азербайджанский университет языков, г. Баку

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 сентября 2024.
  • Опубликована: 6 ноября 2024.

Ключевые слова

  • инклюзивное образование
  • инклюзивное волонтерство
  • студенты – будущие педагоги
  • практико-ориентированные технологи волонтерской деятельности
  • дети с ограниченными возможностями здоровья
  • inclusive education
  • inclusive volunteering
  • future teachers
  • practice-oriented technologies of volunteering
  • children with disabilities

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)