• Научная статья
  • 26 ноября 2024
  • Открытый доступ

Использование интерактивных методов при коммуникативно-когнитивном обучении иностранных учащихся русским глаголам восприятия

Аннотация

Цель исследования – продемонстрировать практическую значимость и эффективность применения интерактивных методов в рамках коммуникативно-когнитивного подхода на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) при обучении иностранных учащихся глаголам восприятия на этапе довузовской подготовки. Идеей научной статьи является решение проблемы оптимизации формирования и развития коммуникативной компетенции иностранных учащихся в процессе сознательного усвоения глагольной системы русского языка, в частности особенностей глаголов восприятия на основе использования интерактивных методов обучения. В статье приводятся конкретные примеры интерактивных методов для повышения мотивации иностранных учащихся к усвоению глагольной системы русского языка, для формирования и развития коммуникативной компетенции на основе сознательного усвоения языковых особенностей глаголов восприятия, эффективность которых апробирована на занятиях по РКИ с иностранными учащимися Белгородского государственного национального исследовательского университета. Научная новизна обусловлена применением интерактивных методов как для развития коммуникативной компетенции иностранных учащихся, так и для освоения теоретических знаний об изучаемом (русском) языке, в частности о лексико-грамматических особенностях русских глаголов восприятия.

Источники

  1. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учебное пособие. Изд-е 2-е, испр. М.: РУДН, 2010.
  2. Батраева О. М. Интерактивные методы обучения русскому языку как иностранному: практический опыт применения // Язык: история и современность. 2019. № 1.
  3. Бокатина Ю. И. Интерактивные методы при изучении видовременных форм глагола на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 2.
  4. Виноградов К. А. Обучение иностранных студентов предложно-падежным конструкциям с объектным значением (коммуникативно-когнитивный подход): автореф. … дисс. к. пед. н. М., 2006.
  5. Игнатова И. Б. Коммуникативно-когнитивный подход в современной лингвометодике обучения РКИ // Мир русского слова. 2007. № 3.
  6. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 6 (48).
  7. Сенюкова О. В. Обучение иностранных студентов глаголам бытия и обладания на этапе довузовской подготовки (коммуникативно-когнитивный аспект): автореф. … дисс. к. пед. н. М., 2009.
  8. Черницына Т. В. Интерактивные формы и методы обучения русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы профессионального образования. 2018. № 4 (13)
  9. Шагаева С. А. Интерактивные методы обучения русскому языку как иностранному (на материале урока по теме «Иностранцы глазами русских») // Русский язык на перекрестке эпох: традиции и инновации в русистике: сборник научных статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет, 2019.
  10. Юрьева Ю. Б. Интерактивные методы обучения иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире: сборник научных трудов участников II международной научно-практической конференции / под ред. Н. Б. Карабущенко, Н. Л. Сунгуровой. М.: РУДН, 2015.

Информация об авторах

Игнатова Ирина Борисовна

д. пед. н., проф.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Елфимова Анна Владимировна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 октября 2024.
  • Опубликована: 26 ноября 2024.

Ключевые слова

  • коммуникативно-когнитивный подход
  • интерактивные методы обучения
  • глаголы восприятия
  • обучение русскому языку как иностранному
  • коммуникативная компетенция
  • communicative and cognitive approach
  • interactive teaching methods
  • perception verbs
  • teaching Russian as a foreign language
  • communicative competence

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)