Аксиологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога инклюзивного образования
Аннотация
Цель исследования – определить значимость аксиологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога инклюзивного образования. В статье представлен анализ ведущих отечественных исследований в области формирования ценностных ориентиров у будущих педагогов инклюзивного образования и аксиологической составляющей системы педагогического образования. Научная новизна заключается в обосновании необходимости формирования ценностных ориентаций личности будущих педагогов инклюзивного образования в процессе профессиональной подготовки. В результате исследования авторами статьи определены условия формирования у студентов ценностных ориентаций, являющихся их аксиологическим потенциалом и залогом будущей успешной профессиональной деятельности в статусе педагога инклюзивного образования.
Источники
- Артемова А. О. Научно-методические условия реализации аксиологического подхода к подготовке студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Глобальный научный потенциал. 2023. № 8 (149).
- Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4.
- Боброва А. А. Структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов инклюзивного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. № 6.
- Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24.
- Горбунова Н. В. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1.
- Григорьев С. М., Пахомова Е. А. Прогностические и аксиологические подходы к формированию поликультурных ценностей студентов образовательных организаций высшего образования // Человеческий капитал. 2020. № 2 (134).
- Елагина В. С., Меттини Э. М. Аксиологический подход к развитию индивидуальности личности студента // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
- Ерошенкова Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4.
- Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2.
- Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Белоновская И. Д. Научно-педагогические проекции процесса трансформации университетского образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167
- Козырева О. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии в педагогическом университете // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164).
- Колодовская Е. А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов системы инклюзивного образования в контексте аксиологического подхода // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 1 (10).
- Кривых С. В., Касиманова Л. А. Социокультурная обусловленность современного образования // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (г. Орел, 25 февраля 2022 г.) / редкол.: Т. М. Бакурова и др. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2022.
- Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4.
- Мелекесов Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 8.
- Новикова Е. Ю. Аксиологический подход в образовании как междисциплинарный дискурс // Право и образование. 2019. № 6.
- Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Изд-е 2-е, доп. и перераб. СПб.: Речь, 2006.
- Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62.
- Савченков А. В. Методологические основы разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организации СПО // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2 (155). https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.155.2.010
- Сагатовский В. Н. Аксиология творчества // Наука. Искусство. Культура. 2012. № 1 (1).
- Скоробренко И. А., Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Реализация аксиологического подхода в процессе подготовки будущих магистров педагогического образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2024. № 15 (24).
- Соловьева Е. В., Никуленкова О. Е. Ценностные ориентации будущих педагогов как детерминанта профессионального самоопределения на этапе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.
- Тимофеева С. В., Илларионова Л. П. Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания молодежи // Образование и общество. 2019. № 2 (115).
- Турянская О. Ф. Реализация системно-деятельностного подхода в высшем образовании // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2019. № 1 (24).
- Чижакова Г. И., Позднякова А. Л. Аксиологический подход к формированию ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2010. № 3.
- Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.
- Шевченко Н. Н., Колесов В. И. Сущность компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-5-98-18
Финансирование
Публикация подготовлена в рамках деятельности научно-исследовательского коллектива на тему «Инклюзивная компетентность педагогов как ресурс образовательной системы ХМАО-Югры», поддержанной Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Приказ № 10-П-2008 от 27.09.2024).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 октября 2024.
- Опубликована: 27 ноября 2024.
Ключевые слова
- аксиологический подход
- педагог инклюзивного образования
- профессиональная подготовка будущего педагога
- ценностные установки будущего педагога
- аксиологический потенциал будущего педагога
- axiological approach
- inclusive education teacher
- professional teacher training
- value attitudes of future teacher
- axiological potential of future teacher
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»