• Original research article
  • November 27, 2024
  • Open access

An axiological approach to the professional training of a future teacher of inclusive education

Abstract

The purpose of the study is to determine the importance of the axiological approach in the professional training of a future teacher of inclusive education. The article presents the analysis of leading domestic research in the field of value orientations formation among future teachers of inclusive education and the axiological component of the pedagogical education system. The scientific novelty lies in the substantiation of the role of the axiological approach in the professional training of future teachers of inclusive education. As a result of the research, the authors of the article determined the conditions for the formation of students' value orientations, which are their axiological potential and the key to future successful professional activity in the status of an inclusive education teacher.

References

  1. Артемова А. О. Научно-методические условия реализации аксиологического подхода к подготовке студентов к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников // Глобальный научный потенциал. 2023. № 8 (149).
  2. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4.
  3. Боброва А. А. Структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей у будущих педагогов инклюзивного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. № 6.
  4. Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. № 24.
  5. Горбунова Н. В. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1.
  6. Григорьев С. М., Пахомова Е. А. Прогностические и аксиологические подходы к формированию поликультурных ценностей студентов образовательных организаций высшего образования // Человеческий капитал. 2020. № 2 (134).
  7. Елагина В. С., Меттини Э. М. Аксиологический подход к развитию индивидуальности личности студента // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.
  8. Ерошенкова Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4.
  9. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2.
  10. Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Белоновская И. Д. Научно-педагогические проекции процесса трансформации университетского образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167
  11. Козырева О. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии в педагогическом университете // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164).
  12. Колодовская Е. А. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов системы инклюзивного образования в контексте аксиологического подхода // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. № 1 (10).
  13. Кривых С. В., Касиманова Л. А. Социокультурная обусловленность современного образования // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (г. Орел, 25 февраля 2022 г.) / редкол.: Т. М. Бакурова и др. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2022.
  14. Малярчук Н. Н., Волосникова Л. М. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 4.
  15. Мелекесов Г. А. Развитие аксиологического потенциала личности студента как проблема университетского образования // Современные наукоемкие технологии. 2005. № 8.
  16. Новикова Е. Ю. Аксиологический подход в образовании как междисциплинарный дискурс // Право и образование. 2019. № 6.
  17. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Изд-е 2-е, доп. и перераб. СПб.: Речь, 2006.
  18. Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62.
  19. Савченков А. В. Методологические основы разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организации СПО // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2 (155). https://doi.org/10.25588/CSPU.2020.155.2.010
  20. Сагатовский В. Н. Аксиология творчества // Наука. Искусство. Культура. 2012. № 1 (1).
  21. Скоробренко И. А., Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Реализация аксиологического подхода в процессе подготовки будущих магистров педагогического образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2024. № 15 (24).
  22. Соловьева Е. В., Никуленкова О. Е. Ценностные ориентации будущих педагогов как детерминанта профессионального самоопределения на этапе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2.
  23. Тимофеева С. В., Илларионова Л. П. Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания молодежи // Образование и общество. 2019. № 2 (115).
  24. Турянская О. Ф. Реализация системно-деятельностного подхода в высшем образовании // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2019. № 1 (24).
  25. Чижакова Г. И., Позднякова А. Л. Аксиологический подход к формированию ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2010. № 3.
  26. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.
  27. Шевченко Н. Н., Колесов В. И. Сущность компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-5-98-18

Funding

The publication was prepared as part of the activities of the temporary research team on the topic “Inclusive competence of teachers as a resource of the educational system of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra”, supported by the Department of Education and Science of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra (Order No. 10-П-2008 of September 27, 2024).

Author information

Anastasiya Alekseevna Bobrova

Surgut State Pedagogical University

Amina Abtrakhmanovna Niyazova

Dr

Surgut State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: October 20, 2024.
  • Published: November 27, 2024.

Keywords

  • аксиологический подход
  • педагог инклюзивного образования
  • профессиональная подготовка будущего педагога
  • ценностные установки будущего педагога
  • аксиологический потенциал будущего педагога
  • axiological approach
  • inclusive education teacher
  • professional teacher training
  • value attitudes of future teacher
  • axiological potential of future teacher

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)