• Научная статья
  • 3 декабря 2024
  • Открытый доступ

Использование учебных стратегий при обучении испанскому языку как второму иностранному в языковом вузе

Аннотация

В статье представлены примеры учебных стратегий, которые применяются в процессе обучения испанскому языку, предлагаются модели учебных заданий в рамках учебных стратегий для разных уровней владения испанским языком. Обозначена необходимость знакомства обучающихся с культурой Испании и стран Латинской Америки. Цель исследования – выявление эффективности использования учебных стратегий на занятиях по овладению испанским языком как вторым иностранным в языковом вузе. В качестве объекта исследования выбраны метакогнитивная, коммуникативная, интерактивная и аффективная стратегии и примеры их использования при обучении испанскому языку как второму иностранному. Отмечается, что применение учебных стратегий на практических занятиях способствует достижению успеха и помогает будущему специалисту в его дальнейшей профессиональной деятельности. Научная новизна работы заключается в доказательстве необходимости использования частных учебных стратегий обучения для достижения высокого уровня владения языком на практических занятиях иностранного языка в языковом вузе. В результате исследования была раскрыта сущность понятия «учебная стратегия», были созданы и описаны коммуникативные ситуации, а также ряд других видов упражнений, которые имели место на практических занятиях по испанскому языку, показана эффективность использования метакогнитивной, коммуникативной, интерактивной, аффективной стратегий для повышения мотивированности и достижения высокого уровня овладения иностранным языком, а также толерантного отношения к культуре изучаемого языка.

Источники

  1. Веретенникова Л. К., Выгонская Г. М. Коммуникативные стратегии в педагогическом взаимодействии в образовательном процессе // Наука и школа. 2018. № 1.
  2. Викулова Л. Г., Серебренникова Е. Ф., Герасимова С. А. Учебно-дидактический дискурс: инструментально-прагматический подход к решению проблем межкультурного общения // Педагогический дискурс: качество речи учителя: материалы II всероссийской конференции (г. Москва, 27-29 мая 2020 г.) / под ред. Л. Г. Викуловой. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2020.
  3. Георгиева С. Д. Интерактивные стратегии формирования студента – будущего учителя родного языка как успешного коммуникатора // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 32.
  4. Гузеев В. В., Романовская М. Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение. М.: НИИ развития проф. образования, 2006.
  5. Дьячкова С. С. Диалогичность как коммуникативная стратегия и способы ее реализации // Романские тетради: сборник. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2024.
  6. Карпович И. А., Королева Ю. В. Влияние дистанционного обучения на метакогнитивные стратегии студентов при обучении иностранному языку в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0036
  7. Китайгородская Г. А., Полякова М. С. Использование элементов метода активизации возможностей личности и коллектива в преподавании физики // Физическое образование в вузах. 1998. Т. 4. № 3.
  8. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 10. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-61-89
  9. Тарева Е. Г., Викулова Л. Г., Макарова И. В. Инновационное моделирование кейсов по межкультурной коммуникации // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2018.45.405
  10. Черкашина Е. И. Моделирование лингвообразовательного процесса в системе высшего профессионального образования // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды 10-й юбилейной международной научно-практической интернет-конференции (г. Ростов-на-Дону, 1-3 апреля 2013 г.) / отв. ред. Т. Е. Исаева. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2013. Т. 10.
  11. Черкашина Е. И., Дьячкова С. С. Моделирование ситуаций межкультурного общения на занятиях по испанскому языку (языковой вуз) // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.52.309
  12. Чернышов С. В. Аффективные стратегии обучения иностранным языкам // Нижегородское образование. 2015. № 4.
  13. Яновская Н. Б. Метакогнитивные процессы и когнитивная деятельность // Мир психологии. 2013. № 3 (75).
  14. Cherkashina E. I. Implementation of Multimedia Projects When Training Linguists in the Field of Intercultural Communication // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Conference Proceedings (Moscow, April 23-25, 2020). L.: European Publisher, 2020. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.115

Информация об авторах

Дьячкова Светлана Сергеевна

Московский городской педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
  • Опубликована: 3 декабря 2024.

Ключевые слова

  • овладение вторым иностранным языком
  • испанский язык
  • языковой вуз
  • коммуникативные ситуации
  • коммуникативная стратегия
  • интерактивная стратегия
  • метакогнитивная стратегия
  • аффективная стратегия
  • mastering a second foreign language
  • Spanish language
  • language university
  • communicative situations
  • communicative strategy
  • interactive strategy
  • metacognitive strategy
  • affective strategy

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)