Взаимосвязь характеристик образовательной среды российского вуза и показателей академической адаптации иностранных студентов
Аннотация
Цель исследования – установить связь между характеристиками образовательной среды и показателями академической адаптации иностранных студентов (на примере китайских студентов) для дальнейшего определения факторов, способствующих успешной интеграции этих студентов в образовательный процесс и среду высшего учебного заведения. Статистически доказана связь между характеристиками образовательной среды (доминантность, когерентность, активность, мобильность, широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность) и компонентами академической адаптации (личностный (самоорганизация), эмоционально-оценочный, познавательный, мотивационный) иностранных студентов. В результате обобщений выделен академический адаптационный потенциал иностранного студента, который представлен психодидактическими и социально-психологическими характеристиками, отражающими готовность и способность студента к эффективному взаимодействию с образовательной средой. Научная новизна исследования состоит в определении характеристик академического адаптационного потенциала иностранного студента, которые включают совокупность личностных, эмоционально-оценочных, познавательных, мотивационных, коммуникативных и академических ресурсов, способствующих эффективной интеграции студента в образовательную среду вуза. В результате исследования получены положительные взаимосвязи между характеристиками образовательной среды вуза (доминантность, когерентность, активность, мобильность, широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность) и компонентами академической адаптации (личностный (самоорганизация), эмоционально-оценочный, познавательный, мотивационный). Эти компоненты взаимосвязаны и способствуют формированию адаптационного потенциала, необходимого для преодоления трудностей, связанных с учебой в новом социокультурном и образовательном пространстве.
Источники
- Аблаева У. П. Образовательная среда – третий учитель: пути создания благоприятной образовательной среды // Молодые исследователи – 2024: сборник статей III международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2024.
- Безносова М. И. Социокультурная среда как фактор привлекательности российских вузов (на примере удмуртского государственного университета, Россия) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. № 4.
- Бондарь Е. А., Самосенкова Т. В., Ситникова М. И. Освоение образовательных программ в вузах РФ: адаптационная готовность иностранных граждан: монография. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021.
- Бухалко А. Д. Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 2.
- Гарибзянова Е. Е. Исследование понятия образовательной среды // Инновационная наука. 2016. № 1-2 (13).
- Иванчин С. А., Константинов В. В. Особенности адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84).
- Леденёва В. Ю., Абдуллаев Р. С., Гусейнова Л. Д. Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134
- Лодде О. А., Ситникова С. Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6.
- Максимова Н. А., Константинов В. В. Сравнительный анализ компонентов академической адаптации студентов-иностранцев с разным уровнем адаптированности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 10.
- Максимчук Е. Д. Применение программы социально-психологического сопровождения межкультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4 (68).
- Нагорнова Л. Е. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза: дисс. … к. психол. н. М., 2005.
- Надточий А. П., Луньков В. Ю. Формирование образовательной среды // Современное педагогическое образование. 2020. № 3.
- Панов В. И. Напряженность образовательной среды в контексте субъект-средовых взаимодействий // Научное мнение. 2018. № 1.
- Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2002.
- Ходякова Н. В., Митин А. И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. https://doi.org/10.17759/pse.2017220414
- Шагивалеева Г. Р. Адаптация студентов в вузе как необходимое условие обеспечения безопасности образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4.
- Шамионов Р. М. Структура и факторы академической адаптации студентов-иностранцев в российских университетах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. № 2.
- Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. https://doi.org/10.17759/pse.2022270205
- Ясвин В. А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6).
- Bushra A., Abdalla F. Academic Adaptation and Achievement: A Comparative Study of Outstanding Students and Students under Academic Probation at the University of Sharjah // International Journal for Research in Education. 2020. Vol. 44. Iss. 2.
- Tarna E., Goras M. Academic Adaptation – Intensive Process of Preparation for Professional Adaptation // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2020. Vol. 5. Iss. 2.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 ноября 2024.
- Опубликована: 9 декабря 2024.
Ключевые слова
- характеристики образовательной среды
- показатели академической адаптации иностранных студентов
- объективные критерии академической адаптации
- субъективные критерии академической адаптации
- characteristics of the educational environment
- indicators of academic adaptation of international students
- objective criteria for academic adaptation
- subjective criteria for academic adaptation
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»