• Научная статья
  • 20 декабря 2024
  • Открытый доступ

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами музейной педагогики в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования форм и средств музейной педагогики для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5-х классах в средней общеобразовательной школе в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В статье анализируются и обосновываются возможности использования форм и средств музейной педагогики для достижения ключевого предметного результата учебного предмета «Иностранный язык» – формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Научная новизна исследования заключается в уточнении сущности музейной педагогики в обучении иностранному языку, в анализе и систематизации форм, методов и средств музейной педагогики в процессе обучения иностранному языку. В результате доказано, что использование форм и средств музейной педагогики на уроках английского языка позволяет формировать все составляющие субкомпетенции иноязычной коммуникативной компетенции.

Источники

  1. Алатырцева Т. В. Потенциал музейной педагогики в формировании общекультурной компетентности подростков // Современный ученый. 2021. № 1.
  2. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания // Справочник старшего воспитателя. 2013. № 2.
  3. Баленкова О. В. Виртуальная экскурсия в рамках музейной педагогики на уроках английского языка // Студенческий вестник. 2024. № 36-1 (322).
  4. Бобунова А. С., Сергеева М. Г., Соколова А. С., Визаулина В. В., Климакина Е. А. Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку средствами музейной педагогики // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 3.
  5. Воронова С. А. Потенциал музейной педагогики для формирования языковых компетенций в рамках профессиональной языковой подготовки на ФМОиЗР // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 3.
  6. Гайдар Е. К. Музейная педагогика как фактор повышения качества при обучении английскому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3.
  7. Голдина Е. А., Разуваева Т. А. Возможности использования музейной педагогики в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе // XII Авдеевские чтения: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2024.
  8. Григорян-Андреева Е. В. Музейная педагогика в обучении английскому языку // Педагогический альманах. 2021. https://www.pedalmanac.ru/214076
  9. Кириллова Н. Б., Ляпустина П. А. Виртуальный музей как новая модель коммуникативной культуры и перспективы музейной педагогики // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63).
  10. Котс А. Ф. Иностранные языки в музеях. 2024. https://www.darwinmuseum.ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2587/of-10141-0043.pdf?sequence=2&isAllowed=y&ysclid=m3bw5e2ruk373540331
  11. Кулаева М. Г., Жулева М. И. Применение технологии музейной педагогики и учебной экскурсии при обучении русскому языку иностранных обучающихся // Образовательные технологии. 2023. № 3.
  12. Лесохина А. М. Организационные формы музейной педагогики в обучении иностранным языкам // Социум. Сознание. Язык: сборник научных трудов двадцать первого заседания всероссийского междисциплинарного научно-теоретического семинара и материалы шестнадцатых Герценовских чтений. СПб., 2022. Вып. 12.
  13. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010.
  14. Милокумов С. А., Чвала М. С. Музейная педагогика и ее творческий потенциал в поликультурном обществе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 2 (99).
  15. Мышева Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: дисс. … к. пед. н. Таганрог, 2007.
  16. Приятелева М. К., Боржеева В. А., Молдаванцева Н. В. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сборник докладов и статей по материалам V международного научно-практического форума по музейной педагогике / под науч. ред. Д. В. Смирнова, Г. А. Горбунова. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2019.
  17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Нар. образование, 1998.
  18. Степась А. С. Формирование лингвокультурных компетенций на уроке английского языка при использовании инструментов музейной педагогики // Инновационная наука. 2024. № 6-2.
  19. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004.
  20. Троянская С. В. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие / Федеральное агентство по образованию РФ; ГОУ ВПО «Удмуртский гос. ун-т»; Ин-т педагогики, психологии и социальных технологий; Каф. педагогики и пед. психологии. Ижевск: Ассоц. «Науч. кн.», 2007.
  21. Чекалова С. А. Современный взгляд на проблему школьной адаптации // Ремедиум Приволжье. 2014. № 5.
  22. Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 6 (101).
  23. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. М., 2001.

Информация об авторах

Разуваева Татьяна Александровна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Рыжова Елена Викторовна

к. пед. н., доц.

Пензенский государственный университет

Шурыгина Юлия Александровна

к. пед. н.

Пензенский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 ноября 2024.
  • Опубликована: 20 декабря 2024.

Ключевые слова

  • формы и средства музейной педагогики
  • формирование иноязычной коммуникативной компетенции
  • урок английского языка в 5-м классе
  • субкомпетенции иноязычной коммуникативной компетенции
  • forms and means of museum pedagogy
  • formation of foreign language communicative competence
  • English lesson in grade 5
  • sub-competences of foreign language communicative competence

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)