Формирование иноязычной коммуникативной компетенции средствами музейной педагогики в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Аннотация
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования форм и средств музейной педагогики для формирования иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка в 5-х классах в средней общеобразовательной школе в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В статье анализируются и обосновываются возможности использования форм и средств музейной педагогики для достижения ключевого предметного результата учебного предмета «Иностранный язык» – формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Научная новизна исследования заключается в уточнении сущности музейной педагогики в обучении иностранному языку, в анализе и систематизации форм, методов и средств музейной педагогики в процессе обучения иностранному языку. В результате доказано, что использование форм и средств музейной педагогики на уроках английского языка позволяет формировать все составляющие субкомпетенции иноязычной коммуникативной компетенции.
Источники
- Алатырцева Т. В. Потенциал музейной педагогики в формировании общекультурной компетентности подростков // Современный ученый. 2021. № 1.
- Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания // Справочник старшего воспитателя. 2013. № 2.
- Баленкова О. В. Виртуальная экскурсия в рамках музейной педагогики на уроках английского языка // Студенческий вестник. 2024. № 36-1 (322).
- Бобунова А. С., Сергеева М. Г., Соколова А. С., Визаулина В. В., Климакина Е. А. Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку средствами музейной педагогики // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 3.
- Воронова С. А. Потенциал музейной педагогики для формирования языковых компетенций в рамках профессиональной языковой подготовки на ФМОиЗР // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 3.
- Гайдар Е. К. Музейная педагогика как фактор повышения качества при обучении английскому языку // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3.
- Голдина Е. А., Разуваева Т. А. Возможности использования музейной педагогики в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в общеобразовательной школе // XII Авдеевские чтения: сборник статей всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2024.
- Григорян-Андреева Е. В. Музейная педагогика в обучении английскому языку // Педагогический альманах. 2021. https://www.pedalmanac.ru/214076
- Кириллова Н. Б., Ляпустина П. А. Виртуальный музей как новая модель коммуникативной культуры и перспективы музейной педагогики // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63).
- Котс А. Ф. Иностранные языки в музеях. 2024. https://www.darwinmuseum.ru/foundation/xmlui/bitstream/handle/11517/2587/of-10141-0043.pdf?sequence=2&isAllowed=y&ysclid=m3bw5e2ruk373540331
- Кулаева М. Г., Жулева М. И. Применение технологии музейной педагогики и учебной экскурсии при обучении русскому языку иностранных обучающихся // Образовательные технологии. 2023. № 3.
- Лесохина А. М. Организационные формы музейной педагогики в обучении иностранным языкам // Социум. Сознание. Язык: сборник научных трудов двадцать первого заседания всероссийского междисциплинарного научно-теоретического семинара и материалы шестнадцатых Герценовских чтений. СПб., 2022. Вып. 12.
- Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010.
- Милокумов С. А., Чвала М. С. Музейная педагогика и ее творческий потенциал в поликультурном обществе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 2 (99).
- Мышева Т. П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: дисс. … к. пед. н. Таганрог, 2007.
- Приятелева М. К., Боржеева В. А., Молдаванцева Н. В. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сборник докладов и статей по материалам V международного научно-практического форума по музейной педагогике / под науч. ред. Д. В. Смирнова, Г. А. Горбунова. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2019.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Нар. образование, 1998.
- Степась А. С. Формирование лингвокультурных компетенций на уроке английского языка при использовании инструментов музейной педагогики // Инновационная наука. 2024. № 6-2.
- Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004.
- Троянская С. В. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: учебное пособие / Федеральное агентство по образованию РФ; ГОУ ВПО «Удмуртский гос. ун-т»; Ин-т педагогики, психологии и социальных технологий; Каф. педагогики и пед. психологии. Ижевск: Ассоц. «Науч. кн.», 2007.
- Чекалова С. А. Современный взгляд на проблему школьной адаптации // Ремедиум Приволжье. 2014. № 5.
- Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П. Музейная педагогика: историко-педагогический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 6 (101).
- Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ; Рос. ин-т культурологии. М., 2001.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 ноября 2024.
- Опубликована: 20 декабря 2024.
Ключевые слова
- формы и средства музейной педагогики
- формирование иноязычной коммуникативной компетенции
- урок английского языка в 5-м классе
- субкомпетенции иноязычной коммуникативной компетенции
- forms and means of museum pedagogy
- formation of foreign language communicative competence
- English lesson in grade 5
- sub-competences of foreign language communicative competence
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»