• Научная статья
  • 24 декабря 2024
  • Открытый доступ

Положительные аспекты и проблемы альтернативной организации условно-семейных школ с позиции родителей (законных представителей)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты опроса родителей (законных представителей), дети которых обучаются в условно-семейных школах, представляющих собой способ альтернативной традиционной организации семейного образования, при котором ребенок частично обучается в семье, частично – в условиях негосударственной школы, содействующей решению задач семейного обучения. Основная цель работы – определение положительных аспектов и ключевых проблем деятельности условно-семейных школ с позиции родителей (законных представителей) обучающихся. Научная новизна исследования состоит в выявлении основных положительных аспектов работы условно-семейных школ, таких как защита ребенка от негативных воздействий, позитивная атмосфера образовательного процесса в целом; возможность следовать семейным традициям и духовно-нравственным принципам, общаться со сверстниками похожих взглядов; вовлеченность родителей в образовательный процесс, нацеленность родителей совместно с администрацией школы и педагогами на общий положительный результат обучения ребенка; упор на индивидуальные запросы и потребности ребенка, построение индивидуальных траекторий развития, помощь в преодолении трудностей обучения, развивающий характер обучения. В результате исследования выявлено, что основными проблемами организации деятельности условно-семейных школ выступают проблемы, связанные с материально-техническим оснащением учебного процесса, обеспечением аудиториями и оборудованием, возможностью школы преподавать дисциплины, требующие особого оснащения, – физическую культуру, трудовое обучение, информатику. Данные проблемы выступают перспективными целями развития условно-семейных школ и не оказывают влияния на общее положительное восприятие образовательного процесса родителями – деятельность таких школ выступает альтернативой обучению в других школах, содействующих получению ребенком общего образования.

Источники

  1. Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. 2020. № 2 (62).
  2. Вафина Д. И. Сущностно-содержательная характеристика понятия «альтернативное образование» в контексте российских и американских исследований // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2.
  3. Вачкова С. Н., Петряева Е. Ю., Климов И. А., Суменкова Ю. И., Федоровская М. Н., Яшина И. А. Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе / Московский городской университет М.: ООО «Грин Принт», 2022.
  4. Зайцева О. В. Особенности семейного образования в условиях новых образовательных стандартов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 4-7 (72).
  5. Кириченко Е. Б. Семейное образование как социальное явление // Миссия конфессий. 2023. № 73.
  6. Княгинина Н. В., Майоров А. Н., Янкевич С. В. Модель законодательных изменений семейной формы общего образования // Образовательная политика. 2022. № 2 (90).
  7. Курнакова А. Д. Альтернативное образование: проблематика нового феномена при подходе к обучению // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 3.
  8. Ляликова С. В., Карпова В. М. Основные вопросы семейного образования: результаты социологических исследований // Социология. 2022. № 2.
  9. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В., Давлетшина Л. А. Родители-хоумскулеры и школьная система образования: точки взаимодействия // Наука и школа. 2022. № 6.
  10. Петряева Е. Ю., Агеева Н. С., Яшина И. А. Сравнительный анализ развития альтернативного школьного образования в крупных городах России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2023. Т. 17. № 3.
  11. Ткачева М. С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 2 (26).
  12. Якунина А. Н. Семейное образование: мифы и реальность // Социальная педагогика. 2015. № 4.
  13. Яркова Т. А., Милованова Н. Г., Мингазов И. Ф. Модели и опыт организации семейного образования // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4.

Информация об авторах

Гильмидинова Татьяна Викторовна

к. пед. н.

Заокский университет Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня, Тульская область

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 ноября 2024.
  • Опубликована: 24 декабря 2024.

Ключевые слова

  • общее образование
  • семейное образование
  • семейная форма обучения
  • условно-семейные школы
  • альтернативные школы
  • general education
  • family education
  • family form of education
  • conditional family schools
  • alternative schools

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)