• Научная статья
  • 11 марта 2025
  • Открытый доступ

Структура программы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство

Аннотация

Цель исследования – определить структуру реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях интеграции исторических регионов в общероссийское образовательное пространство. В статье рассмотрены особенности структуры программы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников, представлен тематический план занятий программы. Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты особенности подготовительного, основного и заключительного этапов реализации авторской программы, а также структура и содержание программы в соответствии с каждым этапом. В результате исследования установлено, что социально-психологическая адаптация будущих педагогических работников в условиях интеграции к требованиям общероссийского образовательного пространства имеет свою специфику. Прежде всего, это целенаправленный системный процесс взаимодействия студента и носителей идей новой педагогической культуры, который приводит к пониманию традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества, принятию ключевой роли педагогического работника в будущей профессиональной деятельности.

Источники

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
  2. Бондарь Е. А. Формирование адаптационной готовности иностранных граждан к освоению образовательных программ в вузе: автореф. дисс. … к. пед. н. Белгород, 2019.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.
  4. Егорова Л. Г. Вопросы адаптации молодого преподавателя к учебно-воспитательному процессу технического вуза // Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы: материалы научно-методической конференции. Казань: КХТИ, 1982.
  5. Иванчин С. А. Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования: автореф. дисс. … к. психол. н. Саратов, 2021.
  6. Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
  7. Константинов В. В., Иванчин С. А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  9. Медведев Г. П., Рубин Б. П., Колесников Ю. Г. Адаптация − важнейшая проблема педагогики // Советская педагогика. 1969. № 3.
  10. Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 3.
  11. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителя. М.: Онега, 1994.
  12. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  13. Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34).
  14. Свешникова С. Л. Временная перспектива как фактор социально-психологической адаптации подростков: автореф. дисс. … к. психол. н. Ярославль, 2019.
  15. Соловьева Е. В. Адаптация студентов-первокурсников в новой образовательной среде как предмет психологического консультирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 6.
  16. Шахбанова З. Ш. Социальная адаптация как механизм социализации личности // Проблемы науки. 2018. № 12 (36).
  17. Эверт Л. С., Потупчик Т. В., Гришкевич Н. Ю., Ахмельдинова Ю. Р. Показатели социально-психологической адаптации и эмоционального статуса подростков и лиц юношеского возраста // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2018. № 4.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Ценностно-смысловые основы подготовки будущих педагогов в условиях интеграции единого образовательного пространства», рег. № 1024033000036-8-5.3.1 (соглашение № 073-03-2024-005/2 от 27 августа 2024 г.).

Информация об авторах

Степанюк Екатерина Ивановна

к. пед. н., доц.

Азовский государственный педагогический университет, г. Бердянск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 ноября 2024.
  • Опубликована: 11 марта 2025.

Ключевые слова

  • социально-психологическая адаптация
  • интеграция в общероссийское образовательное пространство
  • адаптационная готовность
  • этапы адаптации
  • структура программы адаптации
  • подготовка будущих педагогических работников в исторических регионах
  • socio-psychological adaptation
  • integration into the all-Russian educational space
  • adaptive readiness
  • stages of adaptation
  • structure of the adaptation program
  • training of future pedagogical personnel in historical regions

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)