• Научная статья
  • 9 апреля 2025
  • Открытый доступ

Сеть стажировочных площадок как ресурс для повышения профессиональной компетентности в реализации регионального компонента у воспитателей детских садов Амурской области

Аннотация

Сегодня для педагогов важно наличие системы непрерывного повышения квалификации, включающей разнообразные формы и методы профессионального роста. В статье представлен опыт разработки и внедрения проекта по созданию сети стажировочных площадок «Мы учим, нас учат» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2024 году. Проект был разработан на основе результатов научного исследования, которое сосредоточено на региональном подходе к повышению квалификации воспитателей детских садов. Цель исследования – выявление условий, направленных на устранение профессиональных затруднений у воспитателей детских садов Амурской области при включении регионального компонента в образовательные программы. Научная новизна заключается в разработке новой модели функционирования сети стажировочных площадок для повышения квалификации педагогов. Эта модель обеспечивает системный обмен опытом и методическими материалами между педагогами, а также внедрение авторских парциальных программ, методов обучения, что значительно улучшает качество образовательного процесса и способствует более эффективной интеграции краеведческого материала в программы детских садов. В результате была создана сеть стажировочных площадок, объединяющая педагогов Амурской области для обмена лучшими практиками реализации регионального компонента. Разработана и внедрена цифровая платформа информационных ресурсов «Приамурье – мой край родной», которая способствует обогащению вариативной части образовательных программ детских садов области региональными особенностями. Проведен цикл мероприятий, направленных на распространение эффективных методов работы с краеведческим материалом среди педагогов региона.

Источники

  1. Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
  2. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2006.
  3. Беляева Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. Т. 1.
  4. Бурова Л. И. Компетентностный подход в образовании: историко-педагогический аспект // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 4.
  5. Гаврилова М. И. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1.
  6. Дульчаева И. Л., Содномова Н. Б.-Ц. Организационно-управленческая модель сетевого подхода в методическом сопровождении педагогов ДОО // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 11.
  7. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2 (14).
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.
  9. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. № 3.
  10. Ильязова М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3.
  11. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Глобус: психология и педагогика. 2020. № 2 (37).
  12. Лазарев В. С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (46).
  13. Петренко А. А. Развитие компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2021. № 4 (69).
  14. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011.
  15. Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: автореф. дисс. … д. культ. Тамбов, 2007.
  16. Притуло А. В. Совершенствование методической компетенции воспитателей дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2012.
  17. Реван Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
  18. Хуторской А. В. Пять типологий компетенций в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. № 1.
  19. Шевченко В. С. Региональный компонент как индикатор качества дошкольного образования: к постановке проблемы // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19. № 4.
  20. Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium (Berne, Switzerland, March 27-30, 1996). A Secondary Education for Europe Project. Strasbоurg, 1997.

Информация об авторах

Шевченко Валентина Сергеевна

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Денисова Рутения Робертовна

д. пед. н., доц.

Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 января 2025.
  • Опубликована: 9 апреля 2025.

Ключевые слова

  • региональный компонент
  • патриотическое и гражданское воспитание детей дошкольного возраста
  • непрерывная система повышения квалификации воспитателей детских садов
  • сеть стажировочных площадок
  • regional component
  • patriotic and civic education of preschool children
  • continuous system of professional development for kindergarten teachers
  • network of internship sites

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)