Сеть стажировочных площадок как ресурс для повышения профессиональной компетентности в реализации регионального компонента у воспитателей детских садов Амурской области
Аннотация
Сегодня для педагогов важно наличие системы непрерывного повышения квалификации, включающей разнообразные формы и методы профессионального роста. В статье представлен опыт разработки и внедрения проекта по созданию сети стажировочных площадок «Мы учим, нас учат» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2024 году. Проект был разработан на основе результатов научного исследования, которое сосредоточено на региональном подходе к повышению квалификации воспитателей детских садов. Цель исследования – выявление условий, направленных на устранение профессиональных затруднений у воспитателей детских садов Амурской области при включении регионального компонента в образовательные программы. Научная новизна заключается в разработке новой модели функционирования сети стажировочных площадок для повышения квалификации педагогов. Эта модель обеспечивает системный обмен опытом и методическими материалами между педагогами, а также внедрение авторских парциальных программ, методов обучения, что значительно улучшает качество образовательного процесса и способствует более эффективной интеграции краеведческого материала в программы детских садов. В результате была создана сеть стажировочных площадок, объединяющая педагогов Амурской области для обмена лучшими практиками реализации регионального компонента. Разработана и внедрена цифровая платформа информационных ресурсов «Приамурье – мой край родной», которая способствует обогащению вариативной части образовательных программ детских садов области региональными особенностями. Проведен цикл мероприятий, направленных на распространение эффективных методов работы с краеведческим материалом среди педагогов региона.
Источники
- Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994.
- Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2006.
- Беляева Н. С. Система формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы I Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. Т. 1.
- Бурова Л. И. Компетентностный подход в образовании: историко-педагогический аспект // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 4.
- Гаврилова М. И. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2013. № 1.
- Дульчаева И. Л., Содномова Н. Б.-Ц. Организационно-управленческая модель сетевого подхода в методическом сопровождении педагогов ДОО // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 11.
- Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2 (14).
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2.
- Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. № 3.
- Ильязова М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3.
- Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Глобус: психология и педагогика. 2020. № 2 (37).
- Лазарев В. С. Научное обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (46).
- Петренко А. А. Развитие компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2021. № 4 (69).
- Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011.
- Пирожков Г. П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: автореф. дисс. … д. культ. Тамбов, 2007.
- Притуло А. В. Совершенствование методической компетенции воспитателей дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2012.
- Реван Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
- Хуторской А. В. Пять типологий компетенций в образовании // Вестник Института образования человека. 2022. № 1.
- Шевченко В. С. Региональный компонент как индикатор качества дошкольного образования: к постановке проблемы // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19. № 4.
- Hutmacher W. Key competencies for Europe // Report of the Symposium (Berne, Switzerland, March 27-30, 1996). A Secondary Education for Europe Project. Strasbоurg, 1997.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 17 января 2025.
- Опубликована: 9 апреля 2025.
Ключевые слова
- региональный компонент
- патриотическое и гражданское воспитание детей дошкольного возраста
- непрерывная система повышения квалификации воспитателей детских садов
- сеть стажировочных площадок
- regional component
- patriotic and civic education of preschool children
- continuous system of professional development for kindergarten teachers
- network of internship sites
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»