• Научная статья
  • 10 апреля 2025
  • Открытый доступ

Формирование российской гражданской идентичности у школьников средствами иностранного языка (на примере Международного детского центра «Артек»)

Аннотация

Воспитание наряду с обучением является важной составной частью образовательного процесса в школе. Цель данного исследования – выявить возможности учебного предмета «Иностранный язык» по формированию российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы и воспитанию на ее основе чувства патриотизма. В статье подчеркивается важность использования воспитательного потенциала данного учебного предмета, недопустимость его изучения исключительно на образцах иноязычной культуры и необходимость введения дополнительного материала о своей стране в процесс освоения иностранного языка. Научная новизна работы заключается в том, что в ней представлено исследование сформированности российской гражданской идентичности школьников − представителей 89 субъектов Российской Федерации, − проводившееся на базе средней общеобразовательной школы Международного детского центра «Артек», где в условиях смены в лагере обучаются дети из всех регионов России. В работе предложен способ формирования российской гражданской идентичности средствами иностранного языка: использование метода проектов, игры-лото «Артек-100!», а также элективного курса на английском языке для учеников 10-11-х классов «Россия – Родина моя» (“Russia Is My Motherland”). В результате исследования было выявлено, что изучение иностранного языка на основе дополнительного материала о своей стране и своем регионе Российской Федерации является эффективным способом формирования российской гражданской идентичности и воспитания патриотизма обучающихся.

Источники

  1. Ариян М. А., Золотова М. В., Карпова Ю. Н. Отечественный художественный фильм как средство формирования патриотических качеств у студентов на занятиях по иностранному языку // Язык и культура. 2023. № 63.
  2. Асмолов А. Г. Гражданское воспитание и социальная идентичность в современной школе // Психология и педагогика. 2020. № 6.
  3. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 14.
  4. Демченко Т. С. Воспитательный аспект урока иностранного языка // Актуальные исследования. 2022. № 42 (120).
  5. Дубаков А. В. Формирование российской гражданской идентичности в обучении иностранному языку в школе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 4 (101).
  6. Змеева П. А., Пушкарева М. П. Урок-экскурсия на иностранном языке как средство формирования российской гражданской идентичности обучающихся на этапе ООО // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2024. № 1 (3).
  7. Мизюрова Э. Ю. Духовно-нравственное воспитание обучающихся вуза средствами иностранного языка // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 5.
  8. Попп И. А. Конструирование гражданской идентичности российской молодежи через проекты по сохранению исторической памяти // Вопросы всеобщей истории. 2020. № 23.
  9. Потемкин А. С. Метод изучения проявлений российской гражданской идентичности. Издательские решения, 2022.
  10. Руднева Т. И., Храмцова А. Б. Воспитательная функция иноязычного образования в аспекте национальной идентичности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. № 1.
  11. Тихонович М. И., Матвеева М. С. Специфика гражданской идентичности и патриотизма в современной России // Автономия личности. 2022. № 2 (28).
  12. Храмцова А. Б. Иностранный язык как средство воспитания профессионала // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 3.

Информация об авторах

Мерзлякова Ольга Александровна

Международный детский центр «Артек», г. Ялта; Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 августа 2024.
  • Опубликована: 10 апреля 2025.

Ключевые слова

  • формирование российской гражданской идентичности
  • воспитание патриотизма
  • воспитание средствами иностранного языка
  • formation of Russian civic identity
  • cultivation of patriotism
  • education through foreign language

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)