• Научная статья
  • 16 апреля 2025
  • Открытый доступ

Формирование ответственного отношения обучающихся к здоровью на примере изучения раздела «Биология человека» в 9 классе: воспитательный аспект

Аннотация

Цель исследования состоит в обосновании необходимости и возможности формирования ответственного отношения обучающихся к здоровью на основе аксиологического подхода в процессе обучения биологии в 9 классе общеобразовательной школы. В статье описана классификация педагогических подходов, на которых основано формирование ответственного отношения обучающихся к здоровью, а также содержание раздела «Биология человека» в 9 классе, обеспечивающее этот процесс. В качестве примера формирования ответственного отношения обучающихся к здоровью представлен план-конспект урока по одной из ключевых тем раздела «Биология человека» в 9 классе. Научная новизна работы заключается в том, что теория и методика обучения биологии дополнена авторским содержанием понятия «ответственное отношение обучающихся к здоровью» в контексте изучения раздела «Биология человека» в 9 классе. В результате разработаны методы, позволяющие обеспечить формирование практических навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и способствующие закреплению знаний и ценностей, требуемых для принятия осознанных решений в вопросах здоровья. Определены факторы целесообразности использования аксиологического подхода при формировании ответственного отношения обучающихся к здоровью, включающие соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по формированию личностных качеств и мировоззрения, необходимость противодействия тенденции роста заболеваемости среди молодежи, связанной с нездоровым образом жизни, недостаточность знаний о здоровье и навыков критической оценки информации, сензитивность подросткового возраста для формирования ценностных ориентаций и мировоззрения. Разработан алгоритм формирования ответственного отношения к здоровью, который демонстрирует последовательность этапов, начиная с осознания потребности в ведении здорового образа жизни и заканчивая формированием устойчивого здоровьесберегающего поведения, а также разработан конспект урока «Иммунитет», направленный на формирование ответственного отношения обучающихся к здоровью путем формирования не только знаний, но и мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни и личной ответственности за свое здоровье. Разработка плана-конспекта урока биологии в школе позволяет повысить эффективность формирования целостного и осознанного отношения обучающихся к здоровью.

Источники

  1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Булат, 2000.
  2. Дюркгейм Э. Моральное воспитание. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2022.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  4. Каган М. С. Философия культуры: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2025.
  5. Каракотова С. М. Психологические особенности здорового образа жизни современной семьи: психологическое и медико-педагогическое исследование. Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, 2011.
  6. Конова С. Р., Слипка М. И., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н., Антонова Е. В., Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С. Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 31.
  7. Лапин Н. И., Здравомыслов А. Г., Кузьминов В. Г. Социология: хрестоматия: учебник для вузов: в 2 т. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2025. Т. 1.
  8. Левикова С. И. О современном российском обществе, образовании и воспитании (философский аспект) // Проблемы современного образования. 2024. № 1.
  9. Леушина Т. В. Тенденции в российской статистике заболеваемости молодых когорт населения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 5.
  10. Психология и педагогика: учебник для бакалавров для вузов / отв. ред. П. И. Пидкасистый. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2025.
  11. Психология и педагогика: учебник для вузов / общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. М.: Юрайт, 2025.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021.
  13. Соловьев Г. М., Соловьева Н. И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащихся: монография. М.: Илекса, 2007.

Информация об авторах

Насибян Евгения Артемовна

Московский педагогический государственный университет

Гончаров Михаил Анатольевич

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Гришаева Юлия Михайловна

д. пед. н., проф.

Московский педагогический государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 февраля 2025.
  • Опубликована: 16 апреля 2025.

Ключевые слова

  • биология человека
  • здоровьесберегающие навыки
  • воспитательный аспект биологического образования
  • формирование ответственного отношения к здоровью
  • human biology
  • health-promoting skills
  • educational aspect of biological education
  • fostering a responsible attitude toward health

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)