Влияние педагогического руководства ученическим коллективом в интерактивном обучении на развитие творческих способностей младших школьников
Аннотация
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа теоретических подходов к интерактивному обучению и развитию творческих способностей младших школьников предложить рекомендации по оптимизации учебного процесса с учетом роли педагогического руководства ученическим коллективом. В статье рассмотрены подходы к определению понятий «творческие способности» и «интерактивное обучение», проанализированы ключевые элементы педагогического взаимодействия учителя и учащихся, а также исследованы основные стратегии педагогического руководства ученическим коллективом, включая когнитивное сопровождение, эмоциональную поддержку и развитие практических способностей. Научная новизна исследования состоит в систематизации существующих подходов к определению роли учителя в интерактивном обучении, выявлении механизмов воздействия педагогического руководства ученическим коллективом на развитие творческих способностей учащихся начальной школы. В результате исследования выявлены ключевые стратегии педагогического руководства ученическим коллективом, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их креативного мышления и формированию благоприятных условий для реализации творческого потенциала.
Источники
- Антилогова Л. Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4 (28).
- Антилогова Л. Н., Карпова Л. Г. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24).
- Гайфутдинова А. Р. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения в колледже средствами интерактивных технологий // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2 (67).
- Гараева Р. С., Васильева А. А. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения // Научный диалог. 2016. № 2 (50).
- Голуб А. А. Интерактивное обучение и творчество в художественной педагогике // Преподаватель ХХI век. 2011. № 2.
- Коротаева Е. В., Андрюнина А. С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4.
- Маслова Т. А., Потемкина О. А. Развитие творческих способностей у студентов СПО в проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002.
- Синюкович Е. А. Исследование уровня творческих способностей у младших школьников // CETERIS PARIBUS. 2024. № 6.
- Темирова М. Н., Алиева М. Н. Сущность использования интерактивных методов на уроке изобразительного искусства // Теория и практика современной науки. 2020. № 6 (60).
- Чернецкая Н. И. Использование интерактивных методов в развитии творческого мышления школьников // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98).
- Шарычева М. Э. Особенности применения интерактивных методов в процессе обучения младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1.
- Швецова Р. Ф., Кожемякина Н. Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1.
- Шелкунова Т. В., Лукин Ю. Л. Творческие способности младшего школьника как фактор личностного развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3.
- Anderson N., Potocnik K., Zhou J. Innovation and Creativity in Organizations: A State-of-the-Science Review, Prospective Commentary, and Guiding Framework // Journal of Management. 2014. Vol. 40. https://doi.org/10.1177/0149206314527128
- Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. N. Y.: McGraw-Hill, 1967.
- Kovalainen M., Kumpulainen K., Vasama S. Orchestrating classroom interaction in a community of inquiry: Modes of teacher participation // Journal of Classroom Interaction. 2001. № 36 (2).
- Lai E. R., Yarbro J., Di Cerbo K., Geest E. de. Skills for Today: What We Know about Teaching and Assessing Creativity. L.: Pearson, 2018.
- 胡卫平. 中小学生创造力发展的课堂教学影响因素 // 教育理论与实践. 2010. № 30 (22) (Ху Вэйпин. Факторы влияния на развитие креативности у учащихся начальной и средней школы в процессе классного обучения // Теория и практика образования. 2010. № 30 (22)).
- 胡卫平, 单欣欣.“学思维”活动课程对小学生学习动机的影响 // 教育理论与实践. 2009. № 29 (25) (Ху Вэйпин, Шань Синьсин. Влияние курса «Учение и мышление» на мотивацию учащихся начальной школы // Теория и практика образования. 2009. № 29 (25)).
- 贾庆茹. 学生兴趣发展的影响因素与干预措施 // 社会科学前沿. 2023. № 12 (11) (Цзя Цинжу. Факторы, влияющие на развитие интересов учащихся, и меры по их корректировке // Передний край социальных наук. 2023. № 12 (11)).
- 贾小娟, 胡卫平, 武宝军. 小学生学习动机的培养:五年追踪研究 // 心理发展与教育. 2012. № 28 (Цзя Сяоцюань, Ху Вэйпин, У Баоцзюнь. Формирование мотивации к обучению у учащихся начальной школы: пятилетнее исследование // Психологическое развитие и образование. 2012. № 28 (02)).
- 胡诗雨. 基于课堂互动优化提高小学数学教学实效的思考 // 考试周刊. 2021. № 08 (Ху Шиюй. Оптимизация и повышение эффективности преподавания математики в начальной школе на основе интерактивного обучения в классе // Экзаменационный вестник. 2021. № 08).
- 韦宏霞, 吴昊, 曹仕燕. 国际课堂互动研究热点与前沿分析[J] // 高教论坛, 2021. № 04 (Вэй Хунся, У Хао, Цао Шиянь. Исследование актуальных тем и передовых направлений международных исследований по интерактивному обучению в классе // Форум высшего образования. 2021. № 04).
- 林崇德等. 创新人才与教育创新研究. 北京: 经济科学出版社, 2009 (Линь Чунгде и др. Исследования по инновационным кадрам и инновациям в образовании. Пекин: Экономическое научное издательство, 2009).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 марта 2025.
- Опубликована: 21 апреля 2025.
Ключевые слова
- творческие способности младших школьников
- интерактивное обучение
- педагогическое руководство ученическим коллективом
- когнитивное сопровождение
- эмоциональная поддержка
- creative abilities of primary school children
- interactive learning
- pedagogical leadership of student collective
- cognitive scaffolding
- emotional support
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»