Направления развития системы военного образования и подготовки офицеров в России с 1991 г. по настоящее время
Аннотация
Цель исследования – рассмотреть основные направления повышения качества подготовки военных специалистов на основе историко-педагогического анализа. В статье выделены основные события, связанные с реформированием высшего военного образования в Российской Федерации; отражены этапы трансформации системы военного образования; показаны основные направления реформ, касающиеся новых образовательных технологий и трудностей их внедрения в образовательный процесс; уделено внимание вопросам нормативно-правового регулирования проводимых реформ; отражены достижения и проблемные аспекты реформирования, а также предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы высшего военного образования в Российской Федерации. Научная новизна заключается в том, что впервые систематизированы этапы реформирования высшего военного образования (1991-2024 гг.) с выделением ключевых детерминант: геополитических, социально-экономических и нормативно-правовых; установлена корреляция между стратегиями реформирования и динамикой качества подготовки офицерских кадров; обоснованы приоритетные направления совершенствования системы подготовки будущих офицеров. Теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают качественный уровень подготовки военных специалистов в условиях современных вызовов.
Источники
- Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Реформа системы военного образования: состояние, тенденции, предложения по улучшению // Приоритеты России. 2012. № 12 (153).
- Гречко А. А. Интегративная подготовка старшеклассников к военно-профессиональному образованию: дисс. … к. пед. н. Краснодар, 2019.
- Дробот И. С. Исторический опыт развития военного образования в России. 2014. https://history.milportal.ru/istoricheskij-opyt-razvitiya-voennogo-obrazovaniya-v-rossii/?print=print
- Ким А. Р., Морозов А. П. Новая структура уже работает // Вестник военного образования. 2017. № 3 (6).
- Короткевич В. И. История современной России. 1991-2003: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.
- Мажуга С. Н., Вдовин А. В. К подходам обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации // Военная мысль. 2023. № 11.
- Мильберт П. М. Особенности функционирования военного образования на этапах реформирования Вооруженных сил России: дисс. … к. пед. н. СПб., 2003.
- Мишуткин И. В. Развитие педагогической системы военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов в современных условиях // Морской сборник. 2022. № 3 (2100).
- Потанин С. П. Проблемы и тренды развития современной модели образования в высшей военной школе // Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 150-летию Михайловской клинической больницы баронета Я. В. Виллие, совместно с III научно-практической конференцией «Гемореология, гемотаз, сосудистая биология» (г. Санкт-Петербург, 2-3 ноября 2023 г.). СПб.: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, 2023.
- Приймак С. В. Развитие качества профессиональной подготовки курсантов военно-инженерного вуза: дисс. … к. пед. н. Омск, 2021.
- Селуянов А. А. Проблемы реализации Болонских соглашений в рамках реформирования военного образования // Успехи современного естествознания. 2007. № 12-1.
- Суслов Д. В., Лопуха А. Д., Марковчин С. Г. Реформа военного образования в России: проблемы и перспективы. 2020. https://ma123.ru/wp-content/uploads/2020/02/Суслов-Лопуха-Марковчин.pdf
- Фральцова Т. А. Кадры для армии и флота XXI века // Cold War. 2009. http://www.coldwar.ru/rvo/122009/kadri-dlia-armii-i-flota-XXI-veka.php
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 14 марта 2025.
- Опубликована: 26 мая 2025.
Ключевые слова
- высшее военное образование
- реформирование военного образования
- совершенствование подготовки
- современные технологии
- практическая подготовка
- higher military education
- military education reform
- improvement of training
- modern technologies
- practical training
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»