• Научная статья
  • 28 мая 2025
  • Открытый доступ

Взаимодействие с родителями детей, отдыхающих в детском оздоровительном лагере, как направление профессиональной деятельности вожатых

Аннотация

Целью настоящего исследования стало выявление необходимости формирования навыков взаимодействия вожатого и родителей в детском оздоровительном лагере, основанного на результатах анализа представлений родителей о процессе взаимодействия субъектов воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере. В статье анализируются источники, касающиеся процесса педагогического взаимодействия родителей и вожатых, работающих в детских оздоровительных лагерях. Научная новизна работы заключается в определении понятия и описании процесса взаимодействия вожатых с родителями, в структуре которого авторы выделяют когнитивную составляющую (включающую компоненты взаимопознания и взаимопонимания); эмотивную составляющую (включающую компонент взаимоотношения); регулятивную составляющую (включающую компоненты взаимных действий и взаимовлияния), что является важным направлением профессиональной деятельности вожатых как субъектов воспитательного процесса в детском лагере. Проведено анкетирование родителей, чьи дети отдыхали в детских оздоровительных лагерях Свердловской области в 2024 году, с целью определения их отношения и описания опыта взаимодействия с вожатыми. Результаты исследования показали, что в реальном взаимодействии родителей и вожатых прослеживаются далеко не все представленные авторами компоненты; при этом родители в большей своей части удовлетворены взаимодействием с вожатыми, но они же стали инициаторами предложений по повышению качества взаимодействия вожатых в информационном поле, так как умение достоверно и лаконично доносить необходимую информацию до родителя, как считают респонденты, одно из самых важных. Исследование подчеркивает важность понимания сущности взаимодействия всеми субъектами воспитательного процесса и учета мнения родителей для максимальной эффективности взаимодействия в период оздоровительной кампании в лагере. Механизмом формирования навыков взаимодействия могут стать представленные в статье рекомендации и авторская обучающая настольная игра «Союзники: вожатые и родители», основанная на последовательности компонентов-этапов взаимопознания, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимных действий и взаимовлияния.

Источники

  1. Андреева Е. Е., Коротун А. В. Партнерство школы и семьи: нормативно-правовой аспект // Современный учитель − взгляд в будущее: сборник научных статей по итогам Международного научно-образовательного форума. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023.
  2. Верхотурова Ю. А. Педагогическое взаимодействие родителей с детьми раннего возраста в учреждении дополнительного образования: дисс. … к. пед. н. Челябинск, 2008.
  3. Герасимов Г. И. Педагогическое взаимодействие в контексте развивающего образования // Информатика и образование. 2007. № 6.
  4. Даллакян Н. Ж. Взаимодействие преподавателя с родителями в образовательной среде: практические аспекты и рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2024. № 3 (23).
  5. Джабраилова Л. Х., Эльбиева Л. Р., Демельханова З. У. Понятие, принципы и формы субъектного взаимодействия педагога и обучающегося // Журнал прикладных исследований. 2022. № 9.
  6. Жадько Н. В., Безруких М. М. Взаимодействие педагога и родителя: причины проблем и варианты их решения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. № 6.
  7. Жихарева М. М. Основы педагогического взаимодействия с родителями // Структурная модернизация науки как основа устойчивого развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Екатеринбург, 2023. Ч. 1.
  8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стер. М.: Академия, 2005.
  9. Коротаева Е. В., Андрюнина А. С., Чугаева И. Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 3.
  10. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М.: МПСИ, 2009.
  11. Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания: сборник / под ред. А. А. Бодалева; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981.
  12. Пескова А. А. Управление взаимодействием общеобразовательной организации с родителями обучающихся // Шамовские чтения: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 т. М.: Научная школа управления образовательными системами, 2024. Т. 2.
  13. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высш. шк., 2004.
  14. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатого: методические рекомендации / под общ. ред. Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой. М.: МПГУ, 2017.
  15. Худенева М. Г. Проблемы взаимодействия молодых педагогов с родителями // Современное педагогическое образование. 2020. № 4.
  16. Чищева И. Л. Категория «взаимодействие» в философско-педагогическом контексте // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 2.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в рамках реализации университетского гранта «Научно-методическое сопровождение подготовки вожатых для взаимодействия с родителями детей в оздоровительном лагере» по направлению работы «Психолого-педагогические методы и методики эффективного взаимодействия педагога с семьей обучающегося».

Информация об авторах

Савва Ксения Михайловна

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Коротун Анна Валериановна

к. пед. н., доц.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 апреля 2025.
  • Опубликована: 28 мая 2025.

Ключевые слова

  • организации отдыха и оздоровления детей
  • межличностное взаимодействие
  • педагогическое взаимодействие
  • субъекты воспитательного процесса
  • вожатые
  • родители
  • organization of children’s recreation and health improvement
  • interpersonal interaction
  • pedagogical interaction
  • subjects of the educational process
  • counselors
  • parents

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)