• Научная статья
  • 1 июля 2025
  • Открытый доступ

Технология диагностики возможностей репродуктивного связного высказывания у дошкольников с системными нарушениями речи

Аннотация

В статье обсуждается вопрос выделения «системных нарушений речи» и их проявлений у разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, поднимается проблема связи диагностики и коррекции нарушений речи у дошкольников. Цель исследовательской работы – уточнить актуальность вопроса диагностики смысловой организации высказывания у дошкольников с системными нарушениями речи. Рассмотрены вопросы логопедической диагностики в аспекте проблемы онтогенеза сложной развернутой речевой коммуникации и учета ее закономерностей. В статье раскрыто понимание текстов устной разговорной речи как продуктов речемыслительной деятельности, позволяющих оценить характер связного монологического высказывания. Обращается внимание на практическую сложность мониторинга речевого развития в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих системные нарушения речи. Новизна исследовательской работы заключается в предложении нового диагностического инструментария к оценке вербально-семантических характеристик речемыслительной деятельности дошкольников с дизонтогенезом речевого развития. В результате исследования определена технология диагностики возможностей смысловой организации репродуктивного текстового высказывания у дошкольников с системными нарушениями речи, предложен вариант речевого материала и диагностических критериев оценки продукта речемыслительной деятельности по параметрам «цельность», «связность», «характер рассуждения на проблемный вопрос по содержанию текста». В статье подчеркивается, что процесс диагностики должен обеспечить выбор верной стратегии образовательной работы с учетом характера нарушений и особых образовательных потребностей дошкольников.

Источники

  1. Арсеньева М. В., Баряева Л. Б. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. № 4 (56). https://doi.org/10.26170/sp19-04-02
  2. Ахутина Т. В. Исследования порождения и восприятия речи в отечественной психолингвистике // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021): коллективная монография / научн. ред. И. А. Стернин, Н. В. Уфимцева, Е. Ю. Мягкова. М.: Институт языкознания – ММА, 2021.
  3. Балчюниене И., Корнев А. Н. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // Специальное образование. 2017. № 3.
  4. Бочкарева Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. 2023. № 3. https://doi.org/10.47639/0130-3074_2023_3_25
  5. Ворошилова Е. Л., Грибова О. Е., Дымкова А. Ю., Кошечкина Т. В., Виноградова Ю. Д., Малкова И. В. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. № 7. https://doi.org/10.47639/2074-4986_2023_7_55
  6. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. 2018. № 1.
  7. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
  8. Калинина О. В., Неустроева Е. С. Модель логопедической диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3.
  9. Красильникова Л. В., Карпычева М. Г., Перевезенцева И. Д. Критерии уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2.
  10. Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. 2005. № 1.
  11. Лебедева И. Н., Газиева Я. З. Особенности речемыслительной деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при изучении сказок со схожим сюжетом // Специальное образование. 2024. № 2 (74).
  12. Лелик В. П., Дьячкова М. Д., Дорофеева С. В. Инструменты оценки речевого и языкового развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор литературы // Вопросы современной педиатрии. 2024. № 23 (3). https://doi.org/10.15690/vsp.v23i3.2752
  13. Лопатина Л. В. Подходы к диагностике и коррекции системной речевой недостаточности у дошкольников // Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Саратов, 11-12 октября 2019 г. / науч. ред. В. П. Крючков; ред.-сост. О. В. Кощеева, Т. А. Бочкарева. Саратов, 2019.
  14. Лопатина Л. В., Ковалева М. В. Особенности актуализации эмотивной лексики в связном монологическом высказывании младших школьников с психической депривацией // Специальное образование. 2022. № 2 (66).
  15. Русецкая М. Н., Величенкова О. А., Ушакова Е. В., Преснова О. В. Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников // Современное дошкольное образование. 2021. № 5. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-5107-70-80
  16. Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Инновационные технологии обучения рассказыванию детей с ОНР, имеющих нарушения зрения // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 марта 2019 г. М., 2019.
  17. Ушинский К. Д. Воспитание человека. М., 2000.
  18. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.

Финансирование

Статья подготовлена при выполнении перспективных фундаментальных научно-исследовательских работ учеными РГПУ им. А. И. Герцена, имеющими ученую степень кандидата наук. РГПУ им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48.

Информация об авторах

Лебедева Ирина Николаевна

к. пед. н., доц.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 июня 2025.
  • Опубликована: 1 июля 2025.

Ключевые слова

  • тяжелые нарушения речи
  • логопедическая диагностика
  • текст
  • речемыслительная деятельность
  • связное высказывание
  • severe speech disorders
  • speech therapy diagnostics
  • text
  • speech-thinking activity
  • coherent utterance

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)