• Научная статья
  • 1 июля 2025
  • Открытый доступ

Учебная практика как средство формирования метапредметной компетентности будущих педагогов

Аннотация

Цель исследования сосредоточена на выявлении потенциала учебной практики для формирования метапредметной компетентности студентов педагогического вуза. В содержании статьи уточнены сущностные характеристики метапредметных образовательных результатов школьников, зафиксированных в образовательных стандартах, формирование и оценивание которых необходимо организовать учителю. Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации учебной (технологической по педагогике) практики по подготовке будущего педагога, обладающего метапредметной компетентностью, содержание которой выстроено на основании выявленных сущностных характеристик и логики поэтапного формирования метапредметных образовательных результатов школьников. На основании выделения компонентного состава метапредметных образовательных результатов предложено содержание учебной (технологической по педагогике) практики: подробно рассмотрены разделы практики, направленные на формирование метапредметной компетентности будущего учителя. Сформулировано определение метапредметной компетентности студента педагогического вуза. На этапе апробации, по результатам прохождения учебной практики, составлен компетентностный метапредметный профиль будущего учителя, который демонстрирует, что реализация содержания практики позволила студентам 3 курса актуализировать собственный опыт, освоить инновационные формы и методы обучения, направленные на формирование и достижение собственной метапредметной компетентности.

Источники

  1. Ахметшина Г. Ф., Амирова Л. А., Янтилина Д. Р. Формирование метапредметных компетенций в системе среднего профессионального образования // Гуманистическая практика в образовании в эпоху постмодернизма (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences). 2020. Т. 93. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.11
  2. Байкина Е. А. Роль цифрового портфолио компетенций в общей системе оценки качества результатов обучения студентов вуза // Высшее образование сегодня. 2022. № 5-6. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.22.05-06.P.023
  3. Ботвинева Н. Ю., Чебоксаров А. Б., Иванов П. И. Концепция формирования метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы посредством интеграции образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1.
  4. Гаджиева П. Д., Раджабова Р. В. Развитие метапредметных компетенций студентов в условиях прохождения педагогической практики // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72).
  5. Гуторова Г. Д. Формирование метапредметных компетенций у обучающихся основной школы на основе многомерного подхода: автореф. дисс. … к. пед. н. Казань, 2022.
  6. Елагина В. С. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37).
  7. Лашкова Л. Л., Синебрюхова В. Л., Ратикова И. Н. Профессиональная подготовка будущих педагогов к реализации метапредметного подхода // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4.
  8. Пустовойтов В. Н. 2.4. Формирование метапредметных умений и навыков школьников в процессе обучения: методический аспект // Общеобразовательная школа: новые методики и технологии: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018.
  9. Селиванова О. Г., Гасникова Н. В. Управление процессом достижения школьниками метапредметных результатов образовательной деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 4. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.18.044
  10. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Вестник Института образования человека. 2012. № 1.
  11. Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019.

Информация об авторах

Байкина Елена Анатольевна

к. пед. н.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 мая 2025.
  • Опубликована: 1 июля 2025.

Ключевые слова

  • метапредметные результаты обучения
  • метапредметная компетентность
  • компетентностный профиль будущего учителя
  • учебная практика
  • meta-subject learning outcomes
  • meta-subject competence
  • competency profile of future teachers
  • practical training

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)