• Научная статья
  • 7 июля 2025
  • Открытый доступ

Готовность преподавателей к использованию технологий искусственного интеллекта в иноязычной подготовке студентов неязыковых вузов

Аннотация

Цель исследования состоит в определении степени готовности преподавателей неязыковых вузов к использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ) в процессе иноязычной подготовки студентов. Для выявления ключевых факторов, оказывающих влияние на готовность профессорско-преподавательского состава интегрировать ИИ-инструменты в профессиональную деятельность, был проведен анализ работ современных исследователей по вопросам информатизации образования и проблемам использования искусственного интеллекта в лингводидактическом процессе вуза. Изучение особенностей восприятия и использования инструментов искусственного интеллекта в процессе иноязычной подготовки студентов вуза осуществлялось посредством опроса сотрудников кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого (32 человека). Научная новизна исследования состоит в том, что авторам удалость не только изучить современное состояние проблемы готовности преподавателей к использованию ИИ-инструментов в профессиональной деятельности, но и сформулировать рекомендации по успешному внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс вуза. В результате собранные количественные и качественные данные позволили получить более целостное представление о том, как преподаватели вуза воспринимают технологии искусственного интеллекта и используют их при организации обучения иностранным языкам в вузе, а полученные предложения и комментарии легли в основу представленных в работе практических рекомендаций.

Источники

  1. Жегалов С. А., Кузнецова Д. В., Литовченко М. Д., Малахов С. В., Симонов К. О. Использование искусственного интеллекта в образовании // Педагогическое образование. 2023. Т. 4. № 6.
  2. Карпович И. А. Актуализация рабочих программ дисциплины «Иностранный язык» в условиях цифровизации обучения в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. № 3 (79).
  3. Карпович И. А. Использование Notion AI для создания упражнений в рамках обучения дисциплине «иностранный язык» в военном вузе // Использование новых педагогических технологий как средство повышения эффективности образовательного процесса: материалы II межвузовской научно-практической конференции. М.: Перо, 2023.
  4. Карпович И. А., Медведева О. Д., Бышук Г. В. Практические рекомендации по разработке современных учебно-методических комплексов для курса дисциплины «Иностранный язык: Профессионально-ориентированный курс» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. № 4.
  5. Крылова Е. А. Использование технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в высшей школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025. № 238.
  6. Лёвин Б. А., Пискунов А. А., Поляков В. Ю., Савин А. В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7.
  7. Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 10.
  8. Шефиева Э. Ш., Исаева Т. Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10.
  9. Щебельская Э. Г., Маер В. В. Применение искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5 (102).
  10. Ahmad S. F., Rahmat M. K., Mubarik M. S., Alam M. M., Hyder S. I. Artificial intelligence and its role in education // Sustainability. 2021. № 13 (22).
  11. Ahmed R. Exploring ChatGPT Usage in Higher Education: Patterns, Perceptions, and Ethical Implications Among University Students // Journal of Digital Learning and Distance Education. 2024. № 3 (6).
  12. Akgun S., Greenhow C. Artificial intelligence in education: Addressing ethical challenges in K-12 settings // AI and Ethics. 2022. № 2 (3).
  13. Alawida M., Mejri S., Mehmood A., Chikhaoui B., Isaac Abiodun O. A comprehensive study of ChatGPT: advancements, limitations, and ethical considerations in natural language processing and cybersecurity // Information. 2023. Vol. 14. № 8.
  14. Alharbi K., Khalil L. Artificial intelligence (AI) in ESL vocabulary learning: An exploratory study on students and teachers’ perspectives // Migration Letters. 2023. № 20 (S12).
  15. Al-Tkhayneh K. M., Alghazo E. M., Tahat D. The advantages and disadvantages of using artificial intelligence in education // Journal of Educational and Social Research. 2023. Vol. 13. № 4.
  16. Bok E., Cho Y. Examining Korean EFL college students’ experiences and perceptions of using ChatGPT as a writing revision tool // Journal of English Teaching through Movies and Media. 2023. Vol. 24. № 4.
  17. Bozkurt A. Generative artificial intelligence (AI) powered conversational educational agents: The inevitable paradigm shift // Asian Journal of Distance Education. 2023. Vol. 18. № 1.
  18. Chan C. A comprehensive AI policy education framework for university teaching and learning // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. № 20.
  19. Chui H. The QuillBot grammar checker: Friend or foe of ESL student writers? // Journal of Creative Practices in Language Learning and Teaching. 2022. Vol. 10. № 1.
  20. Corcuera L. Uncovering QuillBot: Filipino Senior High School Students’ Experiences and Factors Influencing Its Use in Enhancing Language Writing Skills // International Journal of Scholars in Education. 2024. Vol. 7. № 2.
  21. Delgado H. O. K., Azevedo de Fay A., Sebastiany M. J., Silva A. D. C. Artificial intelligence adaptive learning tools: the teaching of English in focus // BELT-Brazilian English Language Teaching Journal. 2020. Vol. 11. № 2.
  22. Du H., Sun Y., Jiang H., Atiquil Islam A. Y. M., Gu X. Exploring the effects of AI literacy in teacher learning: an empirical study // Humanit Social Sci Commun. 2024. Vol. 11. № 1.
  23. Ellerton W. The human and machine, 2022-23: Open AI, ChatGPT, QuillBot, Grammarly, Google, Google Docs & Humans // Visible Language. 2023. Vol. 57. № 1.
  24. Floridi L. A Unified Framework of Five Principles for AI in Society // Ethics, Governance, and Policies in Artificial Intelligence. Springer International Publishing AG, 2021. № 144.
  25. Ghosal B. Pros and cons of artificial intelligence in education: A review // Digital transformation in education: Emerging markets and opportunities. Bentham Science, 2023.
  26. Hogenhout L. A Framework for Ethical AI at the United Nations // Unite Papers. 2021. № 1.
  27. Holmes W., Tuomi I. State of the art and practice in AI in education // European Journal of Education. 2022. Vol. 57. № 4.
  28. Katsarou E., Wild F., Sougari A., Chatzipanagiotou P. A Systematic Review of Voice-based Intelligent Virtual Agents in EFL Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2023. Vol. 18. № 10.
  29. Khlaif Z. N., Ayyoub A., Hamamra B., Bensalem E., Mitwally M. A. A., Ayyoub A., Hattab M. K., Shadid F. University teachers’ views on the adoption and integration of generative AI tools for student assessment in higher education // Educ Sci. 2024. Vol. 14. № 10.
  30. Le T. T. P., Quach T. T. N., Pham T. X. T., Nguyen D. L. A Systematic Review of HowChatGPT is Perceived and Utilized in EFL Writing Classes: Implications for Vietnam // AsiaCALL Online Journal. 2025. Vol. 16. № 1.
  31. Lee Y. J., Davis R. O., Lee S. O. University students’ perceptions of artificial intelligence-based tools for English writing courses // Online Journal of Communication and Media Technologies. 2024. Vol. 14. № 1.
  32. Liu N. Exploring the factors influencing the adoption of artificial intelligence technology by university teachers: the mediating role of confidence and AI readiness // BMC Psychology. 2025. № 13.
  33. Nguyen A., Ngo H. N., Hong Y., Dang B., Nguyen B. P. T. Ethical principles for artificial intelligence in education // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. № 4.
  34. Nguyen C., Nguyen V. How teachers’ AI readiness affects AI integration: insights from modeling analysis // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2025. № 14.
  35. Obari H. The integration of AI and virtual learning in teaching EFL under COVID-19 // ICERI2020 Proceedings. 2020. https://doi.org/10.21125/iceri.2020.1740
  36. Pokrivcakova S. Preparing teachers for the application of AI-powered technologies in foreign language education // Journal of Language and Cultural Education. 2019. Vol. 7. № 3.
  37. Purnama M., Adnyana I., Sogen A., Indrawan G., Santosa M. Teacher’s Readiness Toward Artificial Intelligence in The School of North Bali // Jurnal Paedagogy. 2025. Vol. 12. № 1.
  38. Rao G. The design and implementation of EFL teaching resource database based on AI technology // Studies in English Language Teaching. 2022. Vol. 10. № 3.
  39. Schiff D. Education for AI, not AI for Education: The Role of Education and Ethics in National AI Policy Strategies // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32. № 3.
  40. Sinhaliz S., Burdjaco Z., Du Preez J. How ChatGPT Could Revolutionize Academia // IEEE Spectrum. 2023. https://spectrum.ieee.org/how-chatgpt-could-revolutionize-academia
  41. Wang X., Li L., Tan S. C., Yang L., Lei J. Preparing for AI-enhanced education: Conceptualizing and empirically examining teachers’ AI readiness // Computers in Human Behavior. 2023. № 146.
  42. Xiao Y., Zhi Y. An exploratory study of EFL learners’ use of ChatGPT for language learning tasks: Experience and perceptions // Languages. 2023. Vol. 8. № 3.
  43. Zhao J., Li S., Zhang J. Understanding Teachers’ Adoption of AI Technologies: An Empirical Study from Chinese Middle Schools // Systems. 2025. Vol. 13. № 4.

Информация об авторах

Карпович Ирина Александровна

к. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Крепкая Татьяна Николаевна

к. пед. н., доц.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Медведева Олеся Дмитриевна

к. пед. н.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Воронова Лариса Сергеевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Иванова Татьяна Николаевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июня 2025.
  • Опубликована: 7 июля 2025.

Ключевые слова

  • цифровизация образования
  • цифровая компетенция преподавателя
  • технологии искусственного интеллекта
  • инструменты искусственного интеллекта
  • готовность к внедрению ИИ-инструментов
  • обучение иностранным языкам в вузе
  • лингводидактический процесс в вузе
  • digitalization of education
  • digital competence of the teacher
  • artificial intelligence technologies
  • artificial intelligence tools
  • readiness for the implementation of AI tools
  • foreign language teaching at the university
  • linguodidactic process at the university

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)