Pedagogical conditions for forming the professional readiness of a future class teacher for value-meaningful interaction with a student's family
Abstract
The aim of this research is to identify and define the pedagogical conditions conducive to effective value-meaningful interaction between the class teacher and the student's family, which, in turn, promotes the formation of future teachers' readiness to perform this function. The success of a child's educational trajectory is largely determined by the quality of interaction between the class teacher and the family. This scholarly work is dedicated to the problem of future teachers' readiness to build productive relationships with students' parents based on mutual trust and understanding. The central focus of the study is the concept of value-oriented interaction, which implies collaborative work based on the sharing of key goals in the education and upbringing of the child. Mutual understanding is achieved through the alignment of pedagogical and family approaches while taking into account the individual values and beliefs of each party. The article presents an analysis of existing problems in this area, examining factors hindering effective interaction, and developing practical recommendations for improving the training of future class teachers. The authors study the mechanisms for developing in student-teachers the competencies necessary for successful collaboration with parents and the integration of family upbringing into school life. The novelty of this research lies in the detailed development of pedagogical prerequisites required for the formation in future class leaders of a professional ability for value-oriented interaction with the student's family. The research results are aimed at addressing the problems of forming the professional competence of teachers in the context of modern education.
References
- Барышников Е. Н. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения: дисс. … к. пед. н. СПб., 1999.
- Бичанина Т. В., Аксёнова А. В. Проблема детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе // Вопросы науки и образования. 2021. № 4 (129).
- Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3.
- Бурая Л. В. Новые условия для творческой самореализация учителя // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31).
- Воробей В. И. Формирование у студентов педагогических институтов умений и навыков организации воспитательной работы с учащимися в процессе непрерывной педагогической практики: дисс. … д. пед. н. К., 1999.
- Воскрекасенко О. А., Дунаева О. В. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4. https://doi.org/10.24158/spp.2020.4.17
- Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школ. Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999.
- Данилушкин А. Ю., Кашицын А. М., Сорокопуд Ю. В., Редькина Л. И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-495-141-143
- Ермакова С. Д. Ребёнок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа + до и после. 2003. № 4.
- Ерошенкова Е. И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы: дисс. … к. пед. н. Белгород, 2008.
- Журавлева О. П. Воспитание профессионально значимых качеств будущего педагога в образовательном процессе вуза: дисс. … к. пед. н. Красноярск, 2012.
- Иванова В. И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2009.
- Исаев И. Ф., Маматова С. И. Ценности и приоритеты подготовки классного руководителя к воспитательной работе в школе // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XII международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластенина. М., 2022.
- Исаев И. Ф., Судакова С. С. Профессиональная готовность будущего классного руководителя к взаимодействию с семьей обучающегося: теоретический аспект // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2 (67). https://doi.org/10.25683/VOLBI.2024.67.950
- Кормакова В. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий: автореф. дисс. … д. пед. н. Белгород, 2013.
- Кравцов Г. Г. Проблемы взаимосвязи обучения и развития // Педагогическое мышление: направления, проблемы, поиски: коллективная монография. М.: Русское слово – учебник, 2015.
- Красницкая Е. С. Психолого-педагогический подход к проблеме личностного развития педагогов в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 4 (41).
- Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. СПб., 1995.
- Курбатов А. В., Курбатова Л. А. Ценностно-смысловая парадигма воспитания // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 5А.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
- Маркина Л. Н. Классный руководитель: миссия, приоритеты, проблемы (по материалам областного конкурса классных руководителей) // Воспитание в современной образовательной среде: материалы II региональной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 25 апреля 2013 года) / науч. ред. С. В. Тарасов. СПб.: ЛОИРО, 2013.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.
- Марченко И. С. Партнерство семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей // Педагогическая наука и практика. 2021. № 1 (31).
- Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 1992.
- Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. М., 2009.
- Овсянникова Е. А. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессионально-педагогическому общению: дисс. … к. пед. н. Магнитогорск, 2006.
- Позднякова Т. Н. Формирование гендерной идентичности подростка из неполной семьи во взаимодействии со школой: автореф. дисс. … к. пед. н. Белгород, 2020.
- Праздникова Г. З. Формирование ценностных ориентаций подростков на основе педагогических идей Д. С. Лихачева: дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2010.
- Сергеева Т. Н. Формирование демократических ценностных ориентаций у будущего учителя: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2011.
- Сластёнин В. А., Мажор Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991.
- Соловцова И. А., Сиротина Е. А. Ценностно-смысловое взаимодействие в процессе духовного воспитания: методологические основы // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: сборник трудов конференции / ред.-сост. С. И. Хватова. Майкоп, 2018. Т. II. Вып. 3.
- Сороковых Г. В., Старицына С. Г., Морозова В. И. Проблема взаимодействия классного руководителя и современных родителей в контексте профессиональной подготовки будущих учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 9. https://doi.org/10.30853/ped20230149
- Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Сорокина Т. М., Щелоков С. А. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками // Приволжский научный журнал. 2015. № 3.
- Чекалева Е. А. Самоорганизация личности обучающихся в контексте синергетического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-691-59-61
- Шостакович О. А. Формирование профессиональной готовности студентов университета к педагогическому взаимодействию с семьёй учащегося: автореф. дисс. … к. пед. н. Иркутск, 2000.
Author information
About this article
Publication history
- Received: May 6, 2025.
- Published: June 22, 2025.
Keywords
- профессиональная готовность
- ценностно-смысловое взаимодействие
- педагогические условия
- семья школьника
- классный руководитель
- professional readiness
- value-meaningful interaction
- pedagogical conditions
- student's family
- class teacher
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC